СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПОЛОЦКИЙ Симеон

(1629–80) – белорус. и рус. писатель, ученый, обществ. деятель. См. Симеон Полоцкий.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
П е т р о в с к и й -Ситнианович), Самуил Емельянович (1629–80) – белорус. и рус. ученый, писатель, обществ. деятель. Окончил Киево-Могилянскую коллегию, в 1656–64 преподавал в Полоцкой "братской" школе. С 1664 жил в Москве, где открыл школу, типографию; был наставником царских детей. Автор многочисл. стихотворений, пьес, проповедей и трактатов. Философию С. П. делил на три раздела: разумительную (логика), естественную (физика) и нравственную (этика). Мир в целом он разделял на "мир первообразный" (бог), "макрокосмос" (природа) и "микрокосмос" (человек). Познаваемы природа и человек, к-рый превосходит животных тем, что "рассуждением познает естество вещи". Ум ребенка С. П. уподобляет "скрыжали (доске) ненаписанной". В своих книгах С. П. знакомил читателей с идеями древних философов (Фалеса, Гераклита, Демокрита и др.). Задачу иск-ва С. П., как и С. Ушаков, видел в изображении видимых и познаваемых вещей путем создания их подобия. С. П. отстаивал централизацию гос. власти в руках "просвещенного монарха", участвовал в борьбе со старообрядцами, в "словопрениях" с идеологом раскола протопопом Аввакумом; выступал за "обмирщение образования", считая необходимым знакомить учеников со всем кругом "свободных наук" от грамматики и пиитики до философии ("Проект устава Моск. Академии"). Деятельность С. П. оказала влияние на развитие рус., укр. и белорус. лит-ры и общественной мысли. Соч.: Псалтирь с месяцесловом..., М., 1680; Обед душевный..., М., 1681; Вечеря душевная..., М., 1683; Месяцеслов, СПБ, 1882; Орел Российский, СПБ, 1915; Избр. соч., М.–Л., 1953. Лит.: Татарский И., С. Полоцкий (Его жизнь и деятельность), М., 1886; Попов В. Е., С. П. как проповедник, М., 1886; Дмитриев Ю. Н., Теория иск-ва и взгляды на иск-во в письменности др. Руси, в сб.: Труды отд. др.-рус. литеры ин-та рус. лит-ры АН СССР, т. 9, М., 1953; Пузиков В. М., Обществ.-политич. взгляды С. П., в кн.: Науч. труды по философии Белорус., гос. ун-та им. Ленина, вып. 2, ч. 2, Минск, 1958; Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. 16 – нач. 19 в., Минск, 1962. А. Гольдберг. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629-1680)
белорусско-русский мыслитель, писатель, общественный деятель. Учился в Киево-Могилянской академии, позднее в Виленской иезуитской академии, где среди его учителей были Коялович, Лауксмин, Сарбевский и др. Есть гипотеза, что в Вильне СП. вступил в униатский орден Василия Великого (бизилиане). В 1656 вернулся в Полоцк, принял монашество и учил в братской школе при Богоявленском монастыре. В 1664 принял приглашение переехать в Москву. В 1667 назначен воспитателем и учителем царских детей. Основал типографию при царском дворе. Среди первых публикаций - "Букварь языка славянского", "Псалтырь рифмотворная". Философию изучал в Киево-Мо-гилянской академии и после самостоятельно. По взглядам не догматичен. Сочинения религиозно-философского характера: "Жезл правления" (1667), "Венец веры кафалитской" (1670), "Обед душевный" (1681), "Вечеря душевная" (1683) и др. Философско-религиозные, педагогичные и эстетические воззрения СП. основаны на христианской системе ценностей и их интерпретации в духе гуманизма славянского барокко. Противоречивость такой позиции выражалась в не всегда гармонизированном стремлении примирить веру и знания, эстетическое и морально-аскетическое. Предпочтение духовному сочеталось с экзистенциальными приоритетами радостей тихого земного бытия. СП. делил философию на несколько основных разделов: "разумительная" (логика), "естественная" (физика) и "нравственная" (этика). В онтологическом отношении разделял мир на "мир первообразный" (Бог), "макросм" (природа) и "микросм" (человек). Развивал характерные для европейской христианской философии идеи семиотической природы творения, преисполненного изначального смысла, замысла и промысла ("мир сей приукрашенный книга есть велика"). Главным предметом его творчества был человек в многообразии его связей и проявлений (этика, педагогика, эстетика и философия в целом: "Естество дает токмо еже жити, // философия учит благо жити; // Ово со скоты обще нам бывает, // сие ангелам нас уподобляет".) В политических воззрениях был сторонником просвещенного самодержавия, выступал оппонентом стараобрядцам и протопопу Аввакуму, ориентировался на "обмирщение образования", включая в его сферу все "свободные науки". В эстетике придерживался концепции "зеркального отражения" мира в искусстве.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк — 25 августа 1680, Москва) — церковный деятель, переводчик, поэт, драматург. Учился в Киево-Могилянской академии, Виленской иезуитской коллегии; вступил в Базилианский орден доминиканцев, что не помешало ему стать монахом Богоявленского монастыря в Полоцке. По приглашению царя Алексея Михайловича, благосклонно выслушавшего панегирик в свой адрес, приезжает в Москву, где с 1664 становится придворным пиитом, воспитателем царских детей, послушным идеологом, определявшим культурную политику власти. Творческое наследие велико: сохранились в авторских рукописях «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный»; изданы в основанной им типографии «Обед душевный» и «Вечеря душевная»; автор пьес «О Навуходоносоре царе» и «Комедия о блудном сыне». Первым создал стихотворный перевод Псалтири на русском языке, явился основателем русской силлабической поэзии. Издана лишь малая часть его наследия, сохранившегося в рукописных хранилищах. Уделял большое внимание философской и богословской тематике. Философию определял как знание, которое научает «тако людем жиги, еже бы по силному Богу точньм быти» («Памятники литературы Древней Руси». 17 век, кн. 3. М., 1994, с. 146). Ссылаясь на Фалеса, считал, что мудрость есть высшая ценность, на Диогена — что она научает терпению, на Аристиппа — что она учит смелости с сильными мира сего, на Аристотеля — что она врачует нравы. Его собственные взгляды сложились под влиянием поздней схоластики томистского типа, доминировавшей на территории Речи Посполитой. Явился ретранслятором польской культуры барокко, главой партии латинистов, полемизировавших с грекофилами и старообрядцами, идеологом просвещенного абсолютизма, энтузиастом создания в Москве академии с преподаванием филологических, богословских, философских наук.
Соч.: Избр. соч., подг. текста и ком. И. П. Еремина. М.—Л., 1953; Вирши, подг. текста и ком. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. Минск,1990.
Лит.: Татарский И. Симеон Полоикий. Его жизнь и деятельность. М., 1886; Попов В. Е. Симеон Пололкий как проповедник. М., 1886; Серман И. 3. «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого и русская поэзия 18 в. М.—Л., 1962; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982; ПанченкоА. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
М. Н. Громов

Источник: Новая философская энциклопедия