(Host, Hosts of Heaven).
Слова "силы", "воинство" (евр. saba или hayil; греч. stratia) в ВЗ ассоциируются с небесным престолом Бога, с сотворенным Им порядком, а также с войной, крую Бог или человек ведут против своих врагов. Силы небесные ангелы совета Божьего. Библия называет их также "святыми" или "сынами Божиими" (ЗЦар 22:19; ср. Пс 88:69; Иов 1:6; 2:1; 38:7). Хотя иногда авторы Библии воспринимают небесные тела почти натуралистически как объекты, отмечающие движение времени (Быт 1:16; Ис40:26; ср. Неем 9:6), в других местах говорится о переданной им Богом власти над народами земли (Втор 4:19; 32:8). Как целое, воинство небесное покорствует Божьей воле(Пс 102:21). Однако есть указания и на несогласие в нем (3 Цар 22:21; Иов 1:612; 15:15). В таких случаях окончательное суждение принадлежит Богу (Пс 81; Ис 24:21).
Воинство небесное также воспринимается как орудие войны, крую ведет Бог. Имя Господа Сил (евр.yhwh seba ot) связано с ковчегом завета и священными войнами ранней истории Израиля (1 Цар 4:4; ср. Чис 10:36). Небесные воины сопровождают Бога, когда его явление(теофания)спасает израильское войско (Втор 33:2; Суд 5:20). Ангелапредводителя небесных сил называют еврейским словом sar ("князь"; в синод. пер. также "вождь" и "Владыка"). Позже этим титулом начинают обозначать архангелов (Нав 5:14; Дан 8:25; 10:13; 12:1).
Теологические, космологические и военные ассоциации, связанные с небесными воинствами, восходят к истокам библейской традиции и другим древним религиям Ближнего Востока. Они сохранялись в период между ВЗ и НЗ и, в меньшей степени, в самом НЗ (напр., 1 Енох 1; 14:22; 18:13; Лк 2:13; Откр 12).
S. F.Noll (пер. Д. Э.) Библиография: P.D. Miller, The Divine Warrior in Early Israel; L. I. J. Stadeimann, The Hebrew Coneeption of the World; W. Eichrodt, Theology of the ОТ, II,ch. 18.
См. также: Ангел; Начала и власти.