в др.-римск. мифологии - бог, родственный Фавну. покровитель лесов, садов, стад, собственности. С. изображался старцем с венком из сосновых веток на голове и серпом в руке. Греки отождествляли С. с Паном. В христ. религии С. превратился в св. С.
СИЛЬВАН
СИЛЬВАН
Источник: Атеистический словарь
СИЛЬВАН
(Silvanus) - др.-италийское божество растительности и животного мира, близкое к Фавну и Пану; хранитель лесов, стад и пастбищ. Праздник в честь С. отмечался весной и отличался веселыми обрядами и плясками. Изображался С. человеком зрелого возраста в крестьянской одежде, в венке из сосновых веток, с серпом и с плодами в руках. В период империи культ С. стал особенно популярен среди рабов, отпущенников и свободной бедноты Италии. В христ. церкви превратился в св. С.
Сильван
рим.) – «лесной» – древнеримский бог лесов и природы, отождествлявшийся с Паном. По одной версии, он был сыном раба и козы, подругой – плодом кровосмесительной связи тускулан-ки Валерии с отцом. Считался покровителем земледелия, хранителем усадьбы или имения, в которых ему посвящали рощу, божеством животных й растений, гор, скал, металлов. Культ С. был распространен среди рабов и плебеев и противопоставлялся богам официального пантеона; высшие классы, напротив, считали С. чернью среди богов, мятежником, врагом высших богов. С. изображали в крестьянской одежде, с серпом и плодами. Его постоянными спутниками были коза, собака и змея – хранительница дома. Считалось, что он посылает сны и видения, исцеление, удачу, освобождение от рабства, воздаяние за честную трудовую жизнь.
Источник: Мифологический словарь
СИЛЬВАН
Римский бог лесов и дикой природы. В период империи Сильван приобрел популярность у плебеев и рабов, стал покровителем и даже инициатором культурного земледелия, хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, защитником земельных владений, божеством растительности, животных, гор, скал, металлов, а также человеком, подобно Гераклу заслужившим апофеоз за труд на благо людей.
В вотивных (посвятительных) надписях часто упоминаются посланные Сильваном сны, видения. Этого бога благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни. Римские аристократы причисляли Сильвана, по Сервию, к «черни земных богов», трактовали его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю, «отброс всех элементов».
В митраизме Сильван считался душой убитого Митрой быка, поднявшейся на небо и ставшей богом стад.
В вотивных (посвятительных) надписях часто упоминаются посланные Сильваном сны, видения. Этого бога благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни. Римские аристократы причисляли Сильвана, по Сервию, к «черни земных богов», трактовали его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю, «отброс всех элементов».
В митраизме Сильван считался душой убитого Митрой быка, поднявшейся на небо и ставшей богом стад.
Сильван
В древнеримской мифологии Сильван (Silvanus, от silvа – лес) – бог, родственный Фавну, покровитель лесов и всей связанной с ними жизни. Так как Италия изобиловала в древности лесами, то и культ Сильвана был весьма распространен, чем объясняется популярность бога в позднейшее время, когда лесные богатства стали исчезать. Считаясь покровителем лесных границ, деревьев, рощ, садов, собственности, Сильван был так же близок к поселянину, как Церера, Либер, Палес и другие боги. Он был добрым богом и подателем благ деревенской жизни. Под его защитою находились поля и стада, пастухи и охотники; ему приносили жертвы (бараны, свиньи) при сборе жатвы и молотьбе. Во всяком имении обыкновенно было три Сильвана: S. domesticus, который заботился о доме и семье, S. agrestis – покровитель стад и пастухов и S. onentalis – бог границ (tutor finium); как таковому, ему обыкновенно посвящали рощу на границе нескольких владений, участки которых с этого места начинались (оriеbаntur, откуда и эпитет orientalis). Из других эпитетов бога известны: casanicus и vilicus (покровитель имения), conservator и custos (спаситель и хранитель имущества), salutaris (защитник живущих в доме), lar agrestis (сельский лар), Sanctus (бог ненарушимых границ) и пр. С. изображался в виде лесного старца с сосною и кипарисом в руке; по тесному отношению этих деревьев к похоронному делу похоронные компании назывались collegia Silvani. Его представляли также в образе сеятеля и садовника. Греки отождествляли Сильвана с Паном, причем атрибуты последнего – сосновый венок и флейта – вместе с местными греческими сказаниями были приурочены к римскому богу.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.