СИКХИЗМ
Сикхизм
религия, объединившая ислам и индуизм. Сикхизм появился в различных движениях Индии, искавших единства между лучшим в традициях ислама и индуизма. Это движение выкристаллизировалось в труде Нанака (1469-1539) - первого из десяти гуру, создавших и возглавлявших общину Сикх. Нанак проповедовал о единстве Бога, центральное место уделяя практике богопоклонения, напоминающей бхакти, когда используется повторение божественного имени. Сикхи отказались от кастовой системы и запретили образы в богослужении.
Источник: Новые религиозные движения.
СИКХИЗМ
от санскр. сикх - ученик) — религия, вози. в 16 в. в Сев.-Зап. Индии, отразившая протест мелких торговцев и ремесленников против кастового строя и феод. гнета. Основатель — гуру (учитель) Нанак (1469-1539). В 17 в. в общину сикхов усилился приток крестьян, она приобрела черты военно-демокра-тич. орг-ции. Это была община равных, отрекшихся от касты и племени. Идеология С. стала открыто антифеодальной, стала знаменем борьбы народа против империи Великих Моголов, к-рая завершилась созданием гос-ва сикхов, превратившегося со временем в типичное феод. гос-во, просуществовавшее до завоевания его англичанами в 1849. С. признает единого неперсЬнифицирован-ного бога. Все явления окружающего мира — лишь проявление высш. силы творца. Признавая всех людей равными перед богом, сикхи отреклись от ортодокс. индуизма. Вероучение С. изложено в книге «Грантх Сахиб» (букв. -»Господин книга»), к-рая содержит наставления и жизнеописания гуру, является источником учения и объектом богослужения. С. сохраняется до сих пор.
Источник: Атеистический словарь
СИКХИЗМ
(от саискр. сикх - ученик) - монотеистич. религия в Индии. Ее основателем был Нанак (1469—1538). Учение сикхов, составивших сектантскую общину и (выступивших против кастового строя, на первом этапе привлекало в их ряды преимущественно мелких торговцев и ремесленников Панджаба. От др. сект сикхи отличались крепкой внутр. дисциплиной, беспрекосл. подчинением рядовых членов авторитету духовного наставника - гуру. Со второй пол. XVII в. в общину сикхов начался значит. приток крестьян, что было обусловлено усилением феод. гнета и резким ухудшением положения крестьян-общинников. В связи с этим идеология С. приобрела боевой, открыто выраженный антифеод. характер, а внутри общины сикхов были проведены значит. преобразования. Их произвел 10-й гуру Говинд (16175 - 1708). В 1699 он собрал общий съезд сикхов, на к-рый прибыло свыше 20 тыс. чел. и к-рый объявил сикхов общиной равных, а общее собрание - высшим органом сикхов, решавшим все их дела. Каждому сикху вменялось в обязанность быть всегда вооруженным и готовым к борьбе. Т. о., община сикхов превратилась в военно-демократич. орг-цию. Все сикхи отреклись от касты и племени. С. решительно порвал с ортодокс. индуизмом. В XVTII в. С. стал идеологич. знаменем борьбы народов Панджаба против феодалов и империи Великих Моголов. Эта борьба завершилась в сер. XVIII в. образованием гос-ва сикхов. Однако во второй пол. XVIII в. сикхские вожди (сардары) сами превратились в феодалов и антифеод. направленность С. потеряла остроту. Гос-во сикхов просуществовало до 1849, когда англичанам после двух ожесточ. войн удалось аннектировать Панджаб.
В наст. вр. насчитывается примерно 6 млн. сикхов, проживающих преим. в штате Вост. Панджаб. Их центральный - Золотой - храм, где хранится «свящ. книга» Адигрантх, находится в г. Амритсаре.
В наст. вр. насчитывается примерно 6 млн. сикхов, проживающих преим. в штате Вост. Панджаб. Их центральный - Золотой - храм, где хранится «свящ. книга» Адигрантх, находится в г. Амритсаре.
СИКХИЗМ
Сикхизм — одна из национальных религий Индии. Ее название происходит от санскритского слова "шишья" (ученик). По национальной принадлежности почти все сикхи — пенджабцы, они образуют довольно компактную этноконфессиональную общность. Сикхи сосредоточены в основном в штатах Пенджаб и Хариана, незначительная часть их живет в других штатах Индии. В современной Индии сикхи составляют 1,9% от общего числа населения (их больше, чем буддистов и джайнов, но меньше, чем индусов, мусульман и христиан).
Сикхизм сложился в Индии в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469—1539). О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, они тонут во множестве легенд. Известно, что он родился в семье мелкого торговца из касты кхатри. Ему была предсказана слава великого духовного вождя.
Нанак рано отказался от уготованной ему карьеры торговца и, раздав бедным свое имущество, ушел из дома. В отличие от индусских аскетов и мусульманских святых, он не искал тишины и уединения. Напротив, он пошел к людям — в города и селения, положив начало традиции, которой следовали впоследствии все сикхские гуру. Ни один из них не призывал к аскетизму и уходу от жизни, провозглашая достойным образом жизни труд, активную жизнь и взаимопомощь.
Около четверти века гуру Нанак бродил по стране, произнося проповеди и слагая гимны во славу бога. Главной темой его проповедей было равенство людей перед богом. По легенде его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны учителя.
Конец жизни гуру Нанак провел в Картапуре. Здесь и начала складываться сикхская община. Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также "стол гуру" — общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших. Он и сейчас не утратил своего первостепенного значения.
Тогда же были заложены основы религиозно-философской доктрины сикхов. Ее основные положения были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти и суфизму. С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индусов и мусульман. Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.
Со стороны индуизма на сикхских гуру наиболее заметное влияние оказали идеи бхактов Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.), Валлабхи (XV в.) и др. Именно они задавали тон в духовной атмосфере средневековой Индии, проповедуя глубокую преданность личному богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения, гарантирующий слияние индивидуальной души с богом.
Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это — глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне. Отсюда — резкая проповедь против мусульманских и индусских священнослужителей, против канонических текстов, в том числе Корана и Вед. Однако эта позиция не была выдержана последовательно, и некоторые сикхские гуру ссылались на авторитет Вед.
Путь спасения в сикхизме — нам-марг, или сахадж-йога, предполагает 5 последовательных стадий духовного совершенствования. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение богу — это прежде всего служение людям, и потому во главу угла ставится активная жизнь и труд на благо людей.
Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.
Центром религиозной жизни были молельные дома-гурдвары ("Врата Гуру"). В них находилась главная святыня сикхов — священная книга "Ади Грантх". Гурдвары строились по мере роста общины в исторических для сикхов местах и были связаны, как правило, с именами и деятельностью сикхских гуру.
Всего их было 10 гуру. Во время правления второго гуру, Ангада (1539—1552), стали устраиваться бесплатные кухни — лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст. С тех пор лангары являются неотъемлемой частью сикхских гурдвар. Тогда же, как говорится в легендах, был введен шрифт гурмукхи (букв, "из уст гуру"), предназначенный для записи сикхского священного канона.
Третий гуру, Амар Дас (1552—1574), начал постепенно отходить от непритязательной простоты первых учителей. Он учредил сикхские праздники, ввел особый брачный ритуал "ананд" и стал более благосклонно, чем его предшественники, относиться к мирским благам.
Четвертый гуру, Рам Дас (1574—1581), установил наследственный характер власти гуру (до него каждый гуру сам назначал своего преемника). Изменилась при нем и структура общины: она была поделена на территориальные единицы—манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил также будущую столицу сикхов Амритсар.
Еще резче обозначился отход от первоначальных строгих принципов при пятом гуру, Арджуне (1581—1606). При нем община значительно увеличилась, распространившись в пределах всего Пенджаба, и упрочилась в структурном отношении, став мощной организацией. Но прославился гуру Арджун главным образом благодаря составлению священного сикхского канона "Ади Грантх".
Так постепенно сикхи превратились в сплоченную, влиятельную и сильную организацию. В XVII— XVIII вв. Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупной сикхской общины на северо-западной границе не могло не беспокоить монархов. Противостояние было неизбежным. Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который с той поры стал неизменно с ними ассоциироваться. Преобразование особенно активным было при шестом гуру, Харгобинде (1606—1645).
До десятого гуру, Гобинда Сингха (1675—1708), кардинальных изменений в сикхской общине не происходило. Гобинд Сингх произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов — хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые "пять "к " (длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род одежды).
Единственным гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу "Ади Грантх". Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи считали вероотступником. Это положение послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, беди и др.).
В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780—1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи вели борьбу против махантов, которые пользовались покровительством англичан и по сути были проводниками их политики. Результатом борьбы явилось создание "Сингх сабхи" и других организаций, отстаивавших чистоту сикхской веры. С 1920 г. делами сикхской общины управляет Комитет по управлению гурдварами. Сикхи считают гурдвары "оплотом сикхизма" и источником силы сикхов.
В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии религия сикхов играет заметную роль.
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь