от лат. signum - знак и facere - образовывать), психолингвистика - понимаемое в широком смысле учение о средствах рассудка, т.е. наука, которая изучает речевой акт как психологическое действие, рассматривает язык как действие; см. также Семантика.
СИГНИФИКА
СИГНИФИКА
Источник: Философский энциклопедический словарь
СИГНИФИКА
от лат. significo – подаю знак, сигнализирую, от signum – знак и facio – делаю) – разновидность теории знаков, одно из направлений психо-лингвистич. анализа языка и науч. понятий. Предмет С. – изучение умств. и лингвистич. явлений коммуникации (актов общения) посредством психологич. анализа. Рассматривая язык как действие, С. ставит перед собой след. задачи: осуществить психологич. анализ лингвистич. поведения отд. людей или социальных групп; исследовать существующие средства понимания; расширить и улучшить их, искусственно создать новые средства понимания, в т.ч. новую эффективную терминологию. Соответственно этим задачам С. разделяется на а н а л и т и ч е с к у ю (психологич. исследование существующих средств коммуникации) и с и н т е т и ч е с к у ю (расширение и улучшение имеющихся средств коммуникации). Термин "сигнифика" был введен впервые Викторией Уэлби (1903), чтобы обозначить "изучение природы значения во всех его формах и... его действия в каждой возможной сфере человеческого интереса и цели" (Wеlbу V., Significies and language, L., 1911, Предисловие). Однако рассмотрение подобных вопросов начато раньше (напр., в Голландии работы Фредерика ван Идена с 1897). Внимание к С. среди ученых Зап. Европы усилилось "...под потрясающим впечатлением вводящих в заблуждение лозунгов, под которыми велась 1-я мировая война" (Vuуsje D., Significs, its tendency, methodology and applications, см. "Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences", 1953, v. 80, No 3, p. 256). Представители либеральной интеллигенции пытались найти причины практич. действенности этих лозунгов в неясности и путанице существующей терминологии, в наличии "...закоренелых недоразумений почти во всех сферах человеческой умственной деятельности" (там же, р. 226), в преувеличении эмоциональной стороны не только обыденного, но и политич. языка. В 1915 в Нидерландах собралась первая группа сигнификов с тем, чтобы начать в нейтральных странах (средствами психолингвистич. анализа) борьбу против политич. лозунгов войны. Раскол из-за плана действий привел к образованию параллельных органов – "Международной школы философии" и "Международной Академии практической философии и социологии", неск. лет спустя основавшей в Амстердаме "Международный Институт философии", куда вошли: психолог Ф. ван Иден, математики Л. Брауэр и Маннури, физик Л. Орнстейн, юрист Я. де Хан, обществ. деятель Г. Блемерс и писатель Г. Борель. Ин-т имел целью составить новый словарь на основе психолингвистич. анализа языка. В 1923 кружок С. (Л. Брауэр, Ф. ван Иден, Г. Маннури, лингвист Я. ван Гиннекен) выпустил специальную декларацию, определявшую предмет, цели и методы сигнифич. исследований. Согласно декларации, язык несовершенен, так как смысл слов отражает не только реальность, но и цели людей, к-рые пользуются словами. Задача С. заключается з том, чтобы выявить эти цели в актах взаимодействия людей, отделить эмоциональное содержание слов, определив связи между словами и установив стабильность языка путем введения строгих дефиниций (подобно тому, как это делается в математике). В декларации указывалось на необходимость анализа коммуникации, т.е. всех тех процедур, посредством к-рых один человек может воздействовать на поведение и деятельность другого. Анализ словесных актов коммуникации – при условии, что слово рассматривается как форма, общая для неск. актов коммуникации, – возможен эмпирическими (экспериментальными, статистическими и др.) методами, к-рые позволяют (в отличие от интроспективных методов "традиционной философии") отделить друг от друга логико-формалистические и подсознательно-интуитивные элементы и выявить их взаимосвязи. В декларации подчеркивалось, что С. шире анализа языка, ибо путем проникновения в связи между словами и тенденциями души она ищет средства воздействия на будущие социальные и интеллектуальные проблемы. Чтобы не допускать неанализируемых терминов в языке науки, объявлялось необходимым объединение ученых "для пересмотра номенклатуры" ряда областей умств. деятельности (лингвистика, психология, теология, логика, социология, юриспруденция, этнология, математика, физика, химия, биология). Большую работу по выполнению этой программы провели Маннури и голл. математик ван Данциг. По сути дела, их работы велись в плане разработки и применения средств математической логики и были весьма полезны, в частности, для постановки нек-рых вопросов, позднее ставших предметом спец. рассмотрения в лингвистике математической и кибернетике. В 1937 была организована "Междунар. группа изучения С." (вокруг журнала "Synthese"), к-рая поставила целью "на международном уровне заниматься аналитической и синтетической сигнификой в общем, и ее применениями к теориям основания социологических, культурных, политических и точных наук в частности" (Vuysje D., Signifies..., p. 227). С этой же целью после 2-й мировой войны представители этой группы образовали "Междунар. общество С.", к-рое установило связи с объединениями ученых, изучающих знаковые теории языка, – с львовско-варшавской школой логиков, с Французским социологическим институтом, с "Международным обществом общей семантики" и его органом – журналом "ETC" и др. Печатным органом "Междунар. об-ва С." стал журнал "Synthese" (см. Логика, раздел Логические журналы). По своему филос. содержанию С. есть одно из проявлений совр. позитивизма. Однако, в отличие от неопозитивизма, С. не отрицает философию, не предлагает заменить философию логич. анализом языка и т.п., хотя и высказывает свое неудовлетворение философией, особенно общефилос. рассмотрением категорий (причинность, истина, жизнь и др.). Для С. характерно стремление абсолютизировать роль "актов коммуникации", объяснить проблемы "воления" (и действий людей), – как и вообще любые сложнейшие проблемы совр. обществ. жизни, – посредством лишь психологич. средств, применяемых к анализу языка. Поэтому в области социологии – в попытках проследить психологич. фон актов коммуникаций, в изучении лингвистич. аппарата социологии, отношений между языком и поведением людей, особенно в стремлении выявить влияние языка на создание идеалов, веры и т.д., – С. сближается с общей семантикой. Практич. применение принципов С. дало нек-рые результаты при исследовании оснований наук (в частности, математики), т.к. рассмотрение осн. понятий с т. зр. связи логической и психологической сторон дает новый аспект в подходе к проблемам основания (см., напр., Положительная логика, Прагматика, Связь). Синтетич. направление С. в ее попытках формализовать лингвистич. формы приближается к методу аксиоматическому построения теории. Однако, с т. зр. С., аксиоматич. основанию языка науки должно предшествовать основание сигнифическое. С. видит глубокое значение математики в прогрессе анализа языка и мышления, ибо свои гл. проблемы С. ставит в области перехода от разговорного языка к формализованному и наоборот. Положение о том, что разница между математическим и нематематич. языком не существенна, а лишь градиальна, позволяет сигнификам использовать математич. логику для формализации языка др. наук. В целом в совр. науке особый интерес для сигнификов представляют те области исследования, в к-рых, по их мнению, как и в С., слово "коммуникация" используется в широком смысле (т.е. включает все те процедуры, к-рыми один ум может воздействовать на другой), а именно: кибернетика, математич. биофизика, математич. теория сообщений. Лит.: Ginneken Jac. van, Principes de linguistique psychologique. Essai de synth?se, P. [etc.], 1907; Hann Jaс. Isr. de, Rechtskundige significa, Amst., 1916; Brouwer L. E. J. [u. a.], Signifische Sprachforschung, "Mitteilungen des Internationalen Instituts f?r Philosophie" (Mededelingen van het Internationale Instituts voor Wijsbegeerte), Amst., 1919, No 2; Mannoury G., Die signifischen Grundlagen der Mathematik, "Erkenntnis", 1934, Bd 4, H. 4; Brouwer L. E. J. [u. a.], Signifische Dialogen, Utrecht, 1939; Brouwer L. E. J., Synopsis of the signific movement in the Netherlands, "Synthese", 1946, v. 5, No 5, 6; Кattsоff L. O., A philosophy of mathematics, Jowa, 1948, ch. 13; Rappoport ?., Mathematical biophysics, cybernetics and significs, "Synthese", 1950–51, v. 8, No 3, 5; Vuysje D., Significa, там же, 1936, v. 1; eго же, ?berblick auf die "Signifische Bewegung", "Z. philos. Forschung", 1950, Bd 4, H. 3; Van Dantzig D., Mannoury´s impact on philosophy and significs, "Synthese", [1957], v. 10 a; Вeth E. W., Mathematical thought, Dordrecht, 1965. См. также лит. при ст. Маннури. Н. Киселева. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.