СИДОНСКИЙ Федор Федорович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИДОНСКИЙ Федор Федорович

(11 февр. 1805 – 6 дек. 1873) – рус. философ-идеалист, представитель неортодокс. православия. Преподаватель (1831–35) СПБ дух. академии. С 1835 вел курс богословия в СПБ ун-те; с 1864 – д-р философии. До 1862 находился в опале у руководства церкви. В условиях кризиса крепостнич. идеологии С. защищал "уместность филос. исследования", но "при всем владычестве веры" ["Введение в науку философии" (СПБ, 1833)]. В своей "философии религии" С. проповедовал "согласие" философии и религии, науки и веры "в самых развитых умах", требовал места для религии "в творческой области познавательных стремлений человека". Соч.: Об отношении идеального к действительному и обратно, "Сын отечества и Северный архив", 1832, т. 26, No 11, 12; Предубеждения, "Библ. для чтения", 1834, т. 7, отд. 6; [Рец. на кн.] Нем. психология в текущем столетии. Историч. и критич. исследование, с предварительным очерком успехов психологии со времен Бекона и Локка, М. Троицкого, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1867, ч. 134, июнь; Генетич. введение в православное богословие, "Христианское чтение", 1877, ч. 1. Лит.: Рождественский Н., По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций ?. С., "Христианское чтение", 1876, ч. 3; И. В., Протоиерей Ф. Ф. С. и его филос. взгляды, "Вера и разум", 1906, ч. 1, No 7. В. Зверев. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СИДОНСКИЙ Федор Федорович
11 (23) февраля 1805, с. Архангельское Тверской губ. — 6(18) декабря 1873, Петербург] — русский философ и богослов. Учился в Тверской семинарии, в 1829 окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром. В 1835 навсегда удаляется из академии и служит приходским священником; в 1865—73 внештатный преподаватель философии в Санкт-Петербургском университете, в 1873 приглашается на штатную должность на кафедру богословия. «Введение в науку философии» (1833) Сидонского было первым серьезным исследованием философского познания на русском языке. Согласно Сидонскому, философия прошла три основных исторических этапа: изучение мира, блага и познавательного процесса. Основное средство философствующего разума — построение гипотетических суждений, основная проблема — способ перехода «философских догадок» в ряд «действительных мыслей». Исходный пункт философа не идеи и не общие положения разума (в понятиях разума происходит его опредмечивание), но опыт, понимаемый, однако, не в духе обычного эмпиризма, а в контексте существования «абсолютного в опыте — нашего Я». Метод философии складывается из анализа, синтеза и «метатетики» — постоянного сличения устанавливаемых разумом сверхэмпирических истин с действительностью. Между философствующим разумом и верой нет конфликта или противоречия: источник их един, и принятие истин Откровения сокращает путь рационального познания, который без того был бы значительно длиннее.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

СИДОНСКИЙ Федор Федорович
11(23).О2. 1805, с. Архангельское Тверской губ. - 6(28). 12.1873, Петербург) - богослов и философ. Закончил Петербургскую духовную академию, служил священником в Казанском соборе, затем преподавал богословие в Петербургском ун-те и в Духовной академии. В своем мировоззрении С. испытал влияние нем. идеализма, но считал философию эмпирической метафизикой, т. е. подчеркивал первостепенную значимость опыта. В 1833 г. С. выпустил труд "Введение в науку философии", задачу последней видел в том, чтобы дать "учебное (т. е. научное) решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и проведенное до определения законов, по каким должна направляться наша человеческая деятельность" (с. 24). В дальнейшем писал историко-богословские соч., а также языковедческие труды. Философию С. представлял венцом человеческой мысли, имеющей длительную историю. Она включает в себя 3 осн. раздела: космологию, этику и гносеологию. Гносеология, по мнению С., предшествует космологии, но та занимает центральное место, задавая смысл активности человека. Поскольку человек - образ и подобие Бога, то и жизнь Вселенной рассматривается как исходящая от Бога. Что касается познания, то, хотя оно заложено в природе человека, лишь в меру духовного возрастания он видит за внешними явлениями божественные силы; проникая в тайны природы, он одновременно расширяет горизонты познания, ибо все большее число вещей и явлений становится доступным разуму. Бесконечность процесса познания - благо, но лишь тогда, когда признается, что полная истина недоступна познанию и должна дополняться верой. Освещение и выяснение границ познания является функцией самосознания, в к-ром содержится нравственное начало, проявляющееся в чувстве собственного достоинства, и вера в откровение, убежденность в неприкосновенности религиозных истин. Задача философии поэтому, по С., не только создание научных гипотез и поиск общего принципа объяснения явлений жизни, но и его включение в рамки богопознания. Философия избегает опасности превратиться в простую (и часто пустую) догадку, лишь когда дополняется откровением. Оставаясь религиозным философом, С. пытался провести демаркационную линию между знанием и верой, философией и религией (он допускал существование "ложной" веры и апеллировал к разуму, чтобы отличить ее от веры "истинной"). При этом он обращался к основам антропологии, утверждая, что потребности веры коренятся в природе человеческого существа, как и потребность знания, что человек не может не стремиться к единению с собой, что этические чувства органично входят в его миросозерцание. По заключению Зеньковского, у С. был бесспорный философский талант, большая эрудиция, хотя вклад его в собственно философскую литературу невелик.

Источник: Русская философия: словарь

СИДОНСКИЙ Федор Федорович
род. 1805 - ум. 1873) - рус. философ, представитель теизма; профессор С.-Петербургской духовной академии, почетный доктор философии С.-Петербургского унта (с 1864). В определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. философские проблемы: бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. Объединение этих проблем происходит у Сидонского в русле мировоззрения Канта: философия есть "учебное решение вопроса о жизни Вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность". В то же время главной задачей философии, по Сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни. В отличие от всякого др. знания характерными чертами философии для Сидонского служат ее "выспренность" (трансцендентальность) и "самостоятельность" (автономность). Самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность - "отрешенность от предметного". Это приводит к тому, что философия образует такое понятие об "образе бытия всего сущего", которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает "те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий". Органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. Деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства. В то время как чувство живет конкретным, "рассудок все дробит; ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине: ибо понятия сил суть понятия соподчиненные". Поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. Главный вопрос для решения у Сидонского - вопрос об отношении философии и религии. Он допускает, что философские изыскания и истины веры - две отличные, хотя и не отдельные области. Философия должна служить людям верующим. Разум и Откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они - от Бога. Разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает Откровение. Развивая идею о философском методе, Сидонский не удовлетворяется ни "выводным методом Фихте", ни диалектическим Гегеля, ни "построительным" Шеллинга, ни "привносительным" Гербарта. Более сочувственно он относится к методу критическому. Однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, Сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. Сообразно этому он в дополнение к обычным методам - аналитическому и синтетическому - предлагает еще метод "сличительный", или сопоставительный. При таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта. Философия "может принять точкой обзора абсолютное в опыте - наше Я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри". От опыта, т. о., исходит философское мышление, которое поднимается до Разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. Осн. произв. - "Введение в науку философии" (1833), отмеченное Демидовской премией. Кроме того, им написано изданное после его смерти "Генетическое введение в богословие" (1877).

Источник: Философский энциклопедический словарь