СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА
СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА
(Дивакара-Чудотворец) — это прозвище известного джайнского логика связано с легендой, рассказывающей, как С. Д. сотворил чудо в храме Махакалы во времена раджи Викрамадитьи. Центр, место среди его работ по логике занимает "Ньяяаватара". По мнению Г. Якоби, эта работа демонстрирует знакомство с "Ньяябинду" Дхармакирти, поэтому С. Д. не мог жить ранее VIII в. Обе джайнские секты, дигамбары и шветамбары, признают С. Д. своим. Из сохранившихся произведений С. Д. известностью пользуется также "Самматитарка-сутра". Из 32 его работ по логике до нас дошла 21.
А. Терентьев
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА
санскр. Siddhasena Diva-kara) — джайнский философ, деятельность которого датируют между 4 и 8 вв.; брахман из Южной Индии, ставший монахом. Автор по крайней мере четырех сочинений (на пракрите и санскрите), в т. ч. комментария к «Таттвартхадхигама-сутре». В «Саммаи-сутре» рассматривается возможность применения джайнского метода семи контекстных предикаций (см. Анжанта-вада) к характеристикам трех аспектов субстанций (сами субстанции, их атрибуты и проявления), а также тождество познания и «видения» у «совершенного». В 32 стихах «Ньяя-аватары» (букв. «Инкарнация логики») — одном из первых специально гносеологических трактатов у джайнов — Сиддхасена признает два основных источника знания: «непосредственный» (восприятие) и «опосредованный» (парокша), включая во второй, в отличие от Умасвати, умозаключение и слово авторитета как единый источник знания. Знание— результат реализации этих познавательных средств — может направляться на убеждение себя или других (свартха — парартха).
В. К. Шохин
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия