Шюц Альфред

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШЮЦ Альфред
1899, Вена, -1959, Нью-Йорк), австр. философ и социолог-идеалист, последователь Гуссерля, основатель феноменологической социологии, С 1939 в США. В философии Ш. разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии. Осн. внимание он уделял созданию филос. фундамента социальных наук. Используя описат. феноменологич. метод и идеи М. Вебера, отчасти Джеймса и Бергсона, Ш. предложил собств. версию понимающей социологии, в к-рой проследил процессы становления человеч. представлений о социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализов. конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном», виде. Тем самым Ш. пытался решить поставленную Гуссерлем задачу - восстановить связь абстрактных науч. категорий с «жизненным миром», миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Однако упустив из виду реальные материальные процессы социальной жизни, Ш. пошел по пути онтологизации конституированных значений и создания нового варианта социальной онтологии в традиции антинатуралистич. «наук о духе».Ш. исследовал также структуры мотивов социального действия, формы и методы обыденного познания, структуру человеч. общения, социального восприятия, рациональности и др., а также проблемы теории и методологии социального познания. Идеи Ш. оказали влияние на развитие буржуазной мысли.

Источник: Советский философский словарь

ШЮЦ Альфред
(1899—1959) — австроамер. философ и социолог, основоположник феноменологического направления в теор. социологии. Окончил Венский ун-т, где изучал право и экономику. Эмигрировал из Австрии в 1933 г., с 1939 г. жил и работал в США. Проф. Новой шк. соц. исследований в Нью-Йорке (с 1952 г.). Осн. соч.: «Смысловое строение социального мира», «Размышления над проблемой релевантности», «Очерки социологической теории», «Проблема социальной реальности», «Феноменология социального мира», «Структуры жизненного мира» (В 2 т.; совм. с Т.Лукманном), «Теория жизненных форм». Осн. труды Ш. изданы в Собр. соч. на англ. языке (Collected Papers. Hague, 1962—1963. V. 1—3). Считая себя продолжателем Бергсона и Гуссерля, Ш. стремился синтезировать идеи филос. феноменологии с принципами «понимающей социологии» М.Вебера, что должно было служить реализации задачи, выдвинутой Гуссерлем: восстановить связь абстрактных категорий философии и науки с «жизненным миром» реальных соц. акторов. В то же время Ш., наряду с др. социологами европ. происхождения (Адорно, Арендт, Сорокин и др.), выступил с критикой узкого эмпиризма и прагматизма, господствовавшего в амер. социологии 1930—50-х гг. Важнейшая проблема соц. феноменологии, по Ш., заключается в том, чтобы проследить процесс формирования соц. реальности как «мира вещей», процесс перехода личностного опыта индивида в объективный соц. опыт. Ключевую роль в этом играет описание и анализ «опыта Другого», через к-рый отд. индивид впервые входит в мир объективированных и нормативных соц. переживаний, представлений, проекций. Т.о., социолог может «подняться» от простой фиксации элементарных субъективных значений к генерализованным и стабильным категориям соц. науки. Критериями их объективности явл. логич. системность, адекватность, «прозрачность» субъективной интерпретации. Хотя концепция Ш. не получила широкой известности в США, его теоретико-методол. идеи обрели «второе рождение» в работах П.Бергера и Т.Лукманна, а такие понятия, как «соц. реальность», «интерсубъективный опыт», «жизненный мир» и «биографическая ситуация» вошли в совр. социол. лексикон именно через труды Ш. Кроме того, ему принадлежит заслуга инициирования «феноменологического поворота» в совр. соц.-гуманит. науках в целом. Е.В.Гутов Щ

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ШЮЦ Альфред
1899, Вена — 1959, Нью-Йорк) — австро-американский философ и социолог. Первую половину жизни провел в Вене, служил в банке, а в свободное время занимался философией. После вхождения Австрии в 3-й рейх (1937) эмигрировал в США, где стал профессором социологии и социальной психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.
В книге «Смысловое строение социального мира» (Der sinnhafte Aufbau der sozialen Wit, 1932) Шюц попытался дать философское обоснование социальных наук на основе гуссерлевской дескриптивной феноменологии, в частности понятия «жизненный мир» (книга получила высокую оценку самого Гуссерля). Исходя из факта непосредственной данности «Я» и «другого», Шюц анализирует переход от непосредственного индивидуального переживания индивида к представлению о социальном мире как объективном феномене. Он вычленяет три стадии такого перехода: индивидуальное сознание конституирует «значимые единства», из нерасчлененного потока переживания эти значимые единства объективируются во взаимодействии с другими индивидами; «другие» выступают носителями типичных свойств, характеризующих социальные структуры, которые объективно (интерсубъективно) существуют в «точках пересечения» практических целей и интересов взаимодействующих индивидов. Т. о., социальная феноменология Шюца оказывается по существу социологией знания, ибо формирование социального трактуется здесь как продукт объективации знания в процессе человеческой практики.
В американский период это конкретизируется в учении Шюца о конечных областях значений (finite provinces of meaning) — специфических, относительно обособленных сфер человеческого опыта (повседневность, религия, сон, игра, научное теоретизирование, художественное творчество, мир душевной болезни и т. п.). Переход из одной сферы в другую требует определенного усилия и предполагает своего рода смысловой скачок, т. е. переориентацию восприятия на иную реальность. Напр., переход от религиозного опыта к повседневности требует определенной душевной перестройки. Каждая из конечных областей значений представляет собой совокупность данных опыта, демонстрирующих определенный «когнитивный стиль», который складывается, по Шюцу, из шести элементов: (1) особенная форма активности, (2) специфическое отношение к проблеме существования объектов опыта, (3) напряженность отношения к жизни, (4) особое переживание времени, (5) специфика личностной определенности действующего индивида, (6) особая форма социальности. Напр., если когнитивный стиль «повседневности» определяется в конечном счете, по Шюцу, трудовой деятельностью, то для научного теоретизирования, наоборот, характерна созерцательная установка; в нем также учитывается личностная определенность теоретика, оно переживается как нечто вневременное, тогда как в повседневной деятельности время переживается как необратимое. Вообще все «миры» по отношению к миру повседневности характеризуются какого-либо рода дефицитом, напр. дефицитом существования, активности, личностной вовлеченности и т. д. Поэтому Шюц именует повседневность «верховной реальностью», и ее типологическая структура оказывается наиболее полной формой человеческого восприятия мира, соответствующей деятельной природе человека.
Разработанный понятийный аппарат Шюц применил для анализа как литературы и мифологии, так и некоторых типов личностей в «повседневной» жизни («чужак», новичок и т. д.). В дальнейшем его идеи легли в основу таких направлений, как феноменологическая социология и социология повседневности (или социология обыденной жизни).
Соч.: Collected papers, vol. 1—3. The Hague, 1962—66; Reflections on the Problem of Relevance. New Haven, 1970; The Structures of the LifeWorld. Evanston, 1973 (with T. Luckman) Theorie der Lebensformen. Fr./M., 1981; в рус. пер. в кн.: Новые направления в социологической теории. М., 1977.
Лит.: Ионии Л. Г. Понимающая социология. М., 1978; Он же. Структуры повседневного мышления.— «Социологические исследования», 1986, № 1; Григорьев Л. Г. Альфред Шюц и социология повседневности.— Там же, 1988, № 2; Руткевич E. Д. Феноменологическая социология религии. М., 1992; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Л. Г. Ионин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
383.51 кб

Идеи социальной феноменологии Альфреда Шюца

Ненашев Михаил Иванович
В статье рассматриваются идеи основателя социальной феноменологии Альфреда Шюца.
Читать PDF
309.07 кб

Феноменологическая социология Альфреда Шюца: теоретические предпосылки и основные идеи

Мещерякова Любовь Юрьевна
"The Phenomenological sociology of Alfred Schutz: theoretic preconditions and main ideas" is the lecture read to the master-degree students of "History of sociology" course "Non-classic sociological theories".