(Schwenckfeld, Casper von Ossig,
14891561). Силезский аристократ, мистик, теологмирянин. Придворный с университетским образованием, стал рано поддерживать лютеранские реформы в Силезии (ок. 152026). Поначалу отошел от Лютера и других реформаторов, не разделяя их взгляды на природу и значение Вечери Господней. Собственная концепция Вечери Господней у Швенкфельда (отвергавшаяся Лютером) опиралась на представление, что верующие духовно вкушают плоть Христову. Требовал приостановить реформы, пока нет согласия между основными партиями; надеялся разработать некий средний путь между лютеранством и католицизмом он был убежден, что обе религии слишком ориентировались на внешню, обрядовую сторону.
Вследствие политического давления Швенкфельд был вынужден в 1529 г. отказаться от должности советника герцога Фридриха II и отправиться в добровольную ссылку. Несколько последующих лет он провел в Страсбурге, где поначалу получил поддержку реформаторов Капито и Буцера. Однако на Марбургской конференции (1529), где была предпринята попытка разрешить спор между Лютером, Цвингли и другими теологами относительно Вечери Господней, позиция Швенкфельда не нашла сторонников. В Страсбурге Швенкфельд наладил контакты с различными анабаптистскими лидерами, и прежде всего с Пильграмом Марпеком. Упрекая их за приверженность внешней обрядности крещения, церковной дисциплине, радикальной эсхатологии, он в то же время критически относился к крещению детей, участию в войне, принесению клятв.
Главная идея Швенкфельда заключалась в том, что религиозная жизнь должна носить внутренний, духовный характер. Он в большей степени подчеркивал важность перерождения и внутреннего опыта веры, чем оправдания верой. Вероучительные формулы и обряды он полагал ненужными и был против их употребления. Истинная Церковь, по Швенкфельду, невидима в отличие от "смешения всех и вся" (территориальной церкви) у основного течения реформаторов и видимого, добровольного сектантского объединения у анабаптистов.
В1534 г. Швенкфельда заставили покинуть Страсбург, а в 1539 г. Ульм. С тех пор он странствовал, посвятив себя проповедям и написанию трудов. Ему приходилось постоянно скрываться от преследователей, ища убежище у своих сторонников. В 1540 г. взгляды Швенкфельда были осуждены съездом реформаторовевангеликов под руководством Меланхтона (Шмалькальденская конвенция), а потом Формулой согласия (1575). Умер Швенкфельд в Ульме, в дек. 1561 г.
Хотя евангелический спиритуализм Швенкфельда предвосхитил появление пиетизма и Общества друзей, он отказывался придавать организационные формы движению своих последователей. В 1540 г. спиритуалисты, восхищавшиеся многочисленными трудами Швенкфельда, создали Церковь швенкфельдианеров. ВСилезии, Швабии, Пруссии, других местах образовались маленькие группы "Исповедников славы Христовой". Один такой центр швенкфельдианеров процветал в Гольдберге (Силезия) до 1720 г., когда вследствие нетерпимого к ним отношения они были вынуждены бежать в Саксонию. Впоследствии, в 1735 г., некрые из них эмигрировали в Юж. Пенсильванию, где в 1782 г. было создано Общество швенкфельдианеров.
D.B. ELLER(nep. Ю.Т.) Библиография: Corpus Schwenckfeldianorum, 19 vols.; Н. W. Kriebel, The Schwenkfelders in Pennsylvania; F. W. Loetscher, Schwenckfelds Participation in the Eucharistic Controversy of the 16th Century; P. L. Maier, Casper Schwenckfeld on the Person and Work of Christ; J.S. Rothenberger, Casper Schwenckfeld von Ossig and the Ecumenical Idea; S.G.Schultz, Casper Schwenckfeld von Ossig; J. H. Sexpel, Sch wenckfeld, Knigh t of Faith.