Наиболее ярким этапом ее развития является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В 18 в. стала известной мистика Сведенборга, особенно своей критикой Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница - Вольфа, немного меньше - Локка, а ок. 1800 - также и кантианство, в частности благодаря Боэтиусу (1751-1810). Борелиус (1823-1908) был гегельянцем. Классиком швед, философии и поныне считается Вострен, к которому вплоть до настоящего времени примыкает многочисленная школа, напр. Салин (1824-1927) и Лильеквист. Норстрем (1856-1916) стал известен своей философией культуры и религиозной философией. Ларсон, Хэгерстрем, Фален занимались теорией познания (в смысле критицизма или трансцендентализма). В качестве выразителя швед, философии приобрел значение писатель Стриндберг (1849 - 1912).
ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(schwedische Philosophie). — Наиболее ярким этапом развития шведской философии является краткий период деятельности Декарта в Швеции (1650). В XVIII в. стала известной мистика Сведенборга (1688— 1772), особенно благодаря критике Канта. Одновременно приобрели известное влияние философия Лейбница — Вольфа, немного меньше — Локка, а около 1800 — также и кантианство, в частности благодаря Боэтию (1751—1810). Борелиус ( 1823—1908) был гегельянцем. Определенное влияние оказывали также Фихте и Шеллинг. Классиком шведской философии и поныне считается Бострём (1797—1866), к которому примыкала многочисленная школа, например Салин (1824—1917) и Лилъеквист (1865—1941). Норстрём (1856— 1916) стал известен своей философией культуры и религиозной философией. На позициях платоновско-кантианского трансцендентализма стоял Ларсон (1862—1944), Хегерстрём (1868—1939), находившийся сначала под влиянием Аристотеля и Канта, затем резко порвал с метафизической традицией. Будучи основателем упсальской школы, занимавшейся лингвистическим анализом и отрицавшей ценностный подход (Пален, Оксеншерна и др.), он стал авторитетом и для нынешней профессиональной шведской философии (Хедениус, Ведберг, Марк Вогау). В качестве выразителей шведской философии приобрели известность также писатели Гейер, Тегнер, Стриндберг. После Второй мировой войны в шведской философии возросло английское влияние; см. А. Нюман. Scandinavian Directory of Philosophy, 1972; La philosophie Scandinave, in: Revue intern, de Philosophie, Sonderheft, 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Филос. мысль в Швеции на протяжении всей ее истории развивалась относительно самостоятельно, хотя и широко использовала достижения континентальной философии. В ср. века крупнейшим философом Швеции была св. Биргитта (1303–73) – одна из наиболее известных мистиков ср.-век. Европы. "Откровения" Биргитты – в значит. степени коллективное творчество теологического т.н. биргиттинского кружка. Философские и обществ.-политич. взгляды этого кружка создали почву для разработки швед. варианта томизма, лишь к концу 16 в. уступившего в Ш. ф. место учению франц. философа Раме, последователями к-рого были О. С. Беллинус (1545–1619), Л. П. Готус (1565–1646), Ю. Б. Шютте (1577–1645) и О. Рудбек Старший (1630–1702). Рамисты в Ш. ф. решительно выступали против схоластич. метода, в т.ч. и против протестантской схоластики; они отстаивали право свободного исследования в науке (без контроля церкви), в чем находили поддержку монархии. В начавшейся идеологич. борьбе теологи И. К. Ленеус (1573–1669) и другие требовали введения конституц. теократии как альтернативы абсолютизма. Защиту последнего вели как рамисты, так и лундская школа теории естественного права, созданная нем. юристом Пуфендорфом. Проблемы философии истории эпохи великодержавия разрабатывались У. Рудбеком, выдвинувшим антиисторич. тезис о Швеции, как очаге европ. культуры, чье укрепление и территориальное расширение даже путем насилия считал справедливым. Идеи главенства швед. культуры в Европе развивал также Г. Шерньельм (1598–1672), выступающий с позиций неоплатонизма и мистики против аристотелизма, хотя его воззрениям не были чужды и нек-рые натурфилос. мотивы. Развитие антисхоластич. течений в Ш. ф. подготовило почву для распространения в Швеции картезианства во 2-й пол. 17 в., что выразилось не только в приглашении в 1649 Декарта на постоянное жительство в Швецию, но во введении его учения в качестве офиц. философии в ун-тах Упсалы (У. Рудбеком) и Лунда (А. Рюделиусом, 1671–1738). Рюделиус создал на базе картезианства эклектич. систему, оригинальную лишь в области психологии и этики. Он призывал к свободному от к.-л. предубеждений исследовательскому духу. Особняком в III. ф. 18 в. стоит Сведенборг, первоначальное механико-материалистич. мировоззрение к-рого сменяется с 40-х гг. ярко выраженным религ. мистицизмом. Проникновению теологии в университетскую философию противодействует деятельность естествоиспытателей А. Цельсия (1701–44), С. Клингеншерны (1698–1765), Н. Валлеруса (1706–1764), К. Линнея (1707–78) и философов И. Волина (1690–1777), Ю. Неландера (1709–89), Л. Лауреля (1705–93), опиравшихся на философию X. Вольфа, а также последователей Локка – П. Н. Кристиернина (1725–99) и отчасти М. Фремлинга (1745–1820). Последний под влиянием франц. энциклопедистов выступал с позиций "критич. реализма" против кантианства. Филос. школу Фремлинга прошел вождь сканд. романтизма Э. Тегнер (1782–1846), настроенный (в обстановке увлечения нем. идеализмом) весьма критически к Гегелю. В стороне от университетской философии развивались в Ш. ф. конца 18 – нач. 19 вв. просветительские идеи, типичным представителем которых был К. Г. Леопольд (1756–1829) – "шведский Вольтер". Близко к просветительству стоял Т. Турильд (1759–1808), к-рый с позиций "динамического пантеизма" яростно полемизировал с кантианством, олицетворявшим для него университетскую философию конца 18 – нач. 19 вв. Виднейшими представителями кантианства в Ш. ф. были Д. Боэтий (1751–1810) и Б. Хейер (1767–1812), способствовавшие распространению нем. идеалистич. философии в ун-тах Упсалы и Лунда. В Упсале рупором шеллингианства стал П. Д. А. Аттербум (1790–1855), в Лунде прозелитами гегельянства были Э. С. Бринг (1785–1855), Л. Ф. Вестман (1795–1861), П. Генберг. Др. направление в Ш. ф. 1-й пол. 19 в., представленное Э. Г. Гейером (1783–1847), восприняло гегелевскую диалектику в сочетании со светскими традициями Ш. ф. 18 в. Гейер – виднейший представитель социальной философии в Швеции, развивал радикальные социально-политические идеи, близкие к материалистич. пониманию истории и к концепциям классовой борьбы и историч. миссии рабочего класса. Хотя гегельянство в Ш. ф. выступало в более смягченном виде, тем не менее антигегельянские тенденции обнаружились в Швеции довольно резко. Атаки против Гегеля велись в Ш. ф. с позиций принципиального отвержения спекулятивного конструирования и абстрактного "системотворчества". Анти-гегельянцы, обосновавшиеся в Упсале во главе с ?. ?. Бибергом (1776–1827) и его последователями С. Груббе (1786–1853) и Бостремом, выступили с широким осуждением Ш. ф. 18 в.. за антирелигиозность и "плоский" сенсуализм. Они обрушились на романтиков с позиций "истинно шведской" "реальной" философии. Биберг считал, что задачей человеч. разума может быть лишь внесение ясности и смысла в данное содержание, но не выведение этого содержания "из себя". В борьбе с пантеистич. тенденциями Ш. ф. 18 в. Биберг отстаивал принципы теистич. мировоззрения. Тесно к Бибергу примыкал С. Груббе, чья платонистски окрашенная религ.-идеалистич. система разделяется на три части (теоретич., практич. и эстетич. философию), к-рые соответствуют трем формам деятельности духа (интеллектуальной, этической и эстетической) и трем формам культуры (наука, мораль, иск-во), причем всех их связывает между собой, по Груббе, религия. Идея о религии как синтетич. моменте – центральная в философии Груббе. Воззрения Биберга и Груббе оставили глубокий след в философии Бострема ("шведского Платона"), самого известного философа Швеции. Бострем видел сущность действительности лишь в мире личности, причем одухотворенная личность рассматривалась им как бог, а неодухотворенные – как идеи. Будучи не в состоянии вывести из идей чувств. действительность, Бострем постулирует "несобственный" принцип, допустив существование материи как небытия. Субъективистская философия Бострема – т.н. персональный идеализм – победила к сер. 19 в. в офиц. Ш. ф. На позициях Бострема стояли почти все шведские философы 2-й пол. 19 в.: психолог С. Риббинг (1816–99), автор капитального труда по истории Ш. ф. А. Ю. Нюблеус (1821–99), П. Ю. X. Леандер (1831–1907) и, наконец, в основном самостоят. мыслитель К. И. Салин (1824–1917). Бостремианство получило распространение и среди неуниверситетских философов – В. Рюдберг (1828–95) и Г. Ю. Кейсер (1844–1916). Однако в последней четверти 19 в. началась известная эволюция бостремианства, в ходе к-рой оно постепенно стало утрачивать свое влияние: бостремианство было подвергнуто ревизии отчасти Салином и его учеником Э. О. Бурманом (1845–1929), а гл. обр. Норстремом. В 70-х гг. 19 в. с атеистич. идеями в Ш. ф. впервые выступили радикальные литераторы из группы "Молодая Швеция". В сер. 80-х гг. т. зр. академич. атеистов, к к-рым примкнул и А. Стриндберг (1849–1912), была сформулирована как своеобразный радикальный агностицизм, сочетающийся с деизмом. Эволюция радикальных агностиков привела в 90-х гг. 19 в. к их увлечению философией Спенсера. В этой обстановке и возникла философия т.н. упсальской школы, основатель к-рой А. Хегерстрем (1868–1939) разработал свой, позитивистски окрашенный, антирелигиозный "теоретич. объективизм", тяготевший к философии лингвистич. анализа. Хегерстрем отвергал религию и родственные ей филос. представления как бессмысленную метафизику. Вторым крупным представителем упсальской школы был А. Пален (1884–1931), подвергавший критике субъективизм в философии. К той же школе принадлежали К. Ф. А. Хелльстрем (1892–1932), X. Мерлинг (1878–1938), К. Э. Теген (1884–1965) и Г. Оксеншерна (1897–1939). Философы, стоявшие на иных позициях, сгруппировались в конце 19 – нач. 20 вв. гл. обр. в Лунде, где доминировал X. Ларсон (1862–1944), к-рый анализировал позитивистскую философию и систематизировал отдельные ее положения в духе нем. классич. идеализма. Ларсон много занимался проблемами психологии, философии культуры, социальной жизни и политики. Он выступал в 1915 в защиту мира, а в 1933 – против фашизма как "чистейшей, последовательной противоположности гуманизма". Эта гуманистич. настроенность Ларсона резко отличала его от субъективистов упсальской школы с их обществ. индиферентизмом. В Лунде работали также занимавшиеся экспериментальной психологией позитивист А. Херлин (1870–1937) и А. Т. Нюман (р. 1884), не примыкающий ни к одной филос. школе. Близко к Бергсону из современных шведских философов стоят психолог и социальный философ ?. ?. Якобсон (р. 1885) и историк Ш. ф. Ё. Ландквист (р. 1881). Из философов-профессионалов старшего поколения 20 в. следует упомянуть также А. Ваннеруса (1862–1946), разрабатывавшего аксиологич. проблематику, и историка философии Г. Аспелина (р. 1898). Среди ныне живущих ученых наиболее известными являются представители логического позитивизма К. Марк-Вогау (р. 1902) и близко стоящий к Ларсону Т. Сегерстедт (р. 1908) с его преобладающим интересом к философии общества и гос-ва. Из совр. шведск. философов, работающих гл. обр. в обл. социологии и социальной психологии, следует отметить: Э. Дальстрема (р. 1922), Я. Троста, И. Израэля (р. 1920), Г. Карлсона (р. 1917); по частным проблемам социологии работают: К. Э. Квенсель (р. 1907) и Р. Персон (в обл. социологии семьи), Г. Буальт (р. 1910) и Т. Хусен (р. 1916) (школы), Э. Юнсон и К. Буальт (р. 1916) (обществен. потребления), Е. Такман (р. 1912), О. Мелин и К. Брун (социальных отклонений), К. Г. Янсон, А. Нельсон (р. 1919) и X. Сведнер (преступности). Извест. ученым в обл. психологии личности является Г. Лундгрен (р. 1905). В круге интересов совр. швед. философов находит отражение традиц. склонность Ш. ф. к решению практич. проблем, особенно в обл. педагогики, морали и эстетики, а также не менее традиц. интерес к философии гос-ва, общества и права. Распространение марксизма в Швеции началось с 70-х гг. 19 в. и связано гл. обр. с именем А. Пальма (1849–1922). Среди последовательных шведск. марксистов можно назвать А. Даниельсона (1839–1897). Идейным руководителем ревизионизма был создатель шведск. варианта бернштейнианства Я. Брантинг (1860–1925). Брантингианство модифици-ровалось четырьмя поколениями соц.-демократич. теоретиков и, растеряв к сер. 20 в. остатки революц. идей, превратилось в откровенно оппортунистич. систему взглядов. Марксизм отстаивают в Ш. ф. коммунисты – К. Бекстрем (р. 1903), Ф. Лагер (р. 1905), работающие в обл. историч. материализма и социальной психологии (гл. обр. по теории и истории классов в Швеции) и др. Лит.: Совр. философия и социология в странах Зап. Европы и Америки, М., 1964, с. 231; История философии, т. 3, 1959, с. 572–81; т. 5, М., 1961, с. 692–97; Мысливченко А. Г., Проблемы совр. бурж. философии в странах Сев. Европы, в кн.: Скандинавский сб., т. 12, Таллин, 1967; его же, Из истории распространения марксистской философии в Швеции (вторая пол. 19 в.), "ФН" (НДВШ), 1968, No 6; его же, Исследование истории философии в скандинавских странах, "ВФ", 1969, No 8; Nyblaeus ?., Den filosofiska forskningen i Sverige, bd 1–4, Stockh., 1875–97; Gier R., Svensk filosofins historia, Stockh., 1912; Rуding ?., Den svenska filosofins historia, Stockh., 1959; Holm S., Filosofien i Norden for 1900, Kbh., 1967; eго жe, Filosofien i Norden efter 1900, Kbh., 1967; Aall ?., Filosofien i Norden, Kristiania, 1919. В. Похлебкин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.