ШВАРЦ Бенджамин Айсидор
ШВАРЦ (Schwartz) Бенджамин Айсидор
1916. Амер. синолог, политолог и советолог. Профессор истории и политич. наук Гарвардского ун-та. Положил начало исследованиям кит. об-ва в пер. образования КНР. В монографии "Кит. коммунизм и возвышение Мао" (1951) рассматривает процесс распространения марксистских идей в Китае на фоне внешне- и внутриполитич. ситуации в стране в 20 - 30-е гг. и внутрипартийных противоречий в КПК. Истоки марксистской идеологии в Китае связывал с деятельностью публицистов, ученых-антитрадиционалистов, испытавших сильное влияние зап. идей. В кн. "В поисках богатства и власти. Янь Фу и Запад" (1964) Ш. сосредоточил внимание на круге проблем, к-рые поразили воображение образованных китайцев, открывавших для себя зап. мир на грани 19 и 20 вв. В трудах Ш. Монтескье, А. Смита, Дж.С. Миля, Г. Спенсера, Т. Гексли, переведенных Янь Фу, последний находил и своеобразно интерпретировал идеи, к-рые, по его мнению, могли обеспечить расцвет Китая. В кн. "Коммунизм и Китай: идеология в движении" (1968) Ш. откликается на текущие события в КНР, а также и на изменения в характере ее междунар. связей. Конфликт с СССР был сопряжен, как ему представляется, не только с борьбой за лидерство в мировом коммунистич. движении, но и с острым кризисом в этом движении, его идейных установках и формах практич. действий. В КНР этот кризис, по мнению Ш., обострен тем, что марксистско-ленинские идеи, попав в сферу кит. духовной жизни извне, вступили в противоречие со многими традиц. представлениями, с национал истин, устремлениями. Одно из проявлений такого рода противоречий Ш. усматривает в завышенной оценке кит. руководством достижений Китая на пути построения социализма, тогда как в советской науке эта страна считалась развивающейся. С антикоммунистич. позиций Ш. рассматривает проблемы идеологии марксизма, отмечая "недостаточную ясность" понятия "диктатура пролетариата", противоречия между представлением об интернац. характере этого класса и о нац. амбициях в офиц. идеологич. конструкциях всех гос-в, к-рые готовы признать лидерство пролетариата. По его мнению, руководство КНР опиралось на традиц. синоцентристские установки, представляя свою страну по-прежнему единств, центром цивилизации, окруженным "варварами". Построения Ш. и система доказательств нацелены на обоснование тезиса о дезинтеграции междунар. коммунистич. движения при сохранении формального господства коммунистич. идеи, нечетко оформленной во всех странах марксистско-ленинской ориентации. Стремление выявить истоки и специфику кит. культуры отличают монографию Ш. "Мир мысли в древнем Китае" (1985). Ш. прослеживает развитие религ. и рациональных идейных направлений в эпоху Чжоу (11-3 вв. до н.э.), усматривая в них прообразы совр. явлений в развитии кит. общественно-политич. мысли как в традиц., так и в новационном оформлении. Область своих исследований Ш. определяет как "интеллектуальную историю" Китая, предмет к-рой - "сознательная реакция" того или иного мыслителя на "жизненную ситуацию", что подразумевает также выявление его субъективных эмоций и ощущений. *Chinese Communism and the Rise of Mao. Camb. (Mass.), 1955; In Search of Wealth and Power. Yen Fu and the West. Camb. (Mass.), 1964; Communism and China: Ideology in Flux. Camb. (Mass.) - L., 1985; Foreword // Lin Yu-sheng. The Crisis of Chinese Consciousness. Radical Antitraditionalism in the May Fourth Era. Madison (Wise.), 1979. P. IX - XII; **Сенин Н.Г. Проблема филос. наследия Китая в совр. синологии США // ПДВ. 1981. № 4. П.М. Кожин