ШУППЕ Вильгельм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ШУППЕ Вильгельм
5. 5. 1836, Бриг, ныне Бжег, Польша, - 29. 3. 1913, Бреслау), нем. философ-идеалист, представитель имманентной философии. В качестве конечного, неразложимого элемента (основания философии) признавал опытно устанавливаемое «Я», содержание сознания к-рого, по Ш., есть «действительность» (познаваемая реальность). Чтобы избежать солипсизма, дополнил свою концепцию постулированием всеобщего сознания, сообщающего «действительности» объективный характер. Т. о., субъективноидеалистич. учение приобрело у Ш. очертания объективно-идеалистического. С резкой критикой Ш. как «реакционера в философии» выступил В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).

Источник: Советский философский словарь

ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм
род. 5 мая 1836, Бриг - ум. 29 марта 1913, Бреслау) - нем. философ; профессор в Грейфсвальде; представитель крайней имманентной философии. По Шуппе, действительность существует только постольку, поскольку она дана сознанием. Собственная личность, проявляющаяся в сознании, представлена особым постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О др. (чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект - представление. Осн. произв.: "Erkenntnistheoretische Logik", 1878; "Grundzцge der Ethik und Rechtsphilosophie", 1882; "GrundriЯ der Erkenntnistheorie und Logik", 1894; "Die immanente Philosophie", 1897.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШУППЕ Вильгельм
философ; p. 5.5.1836 (Бриг, ныне Бжег)—ум. 29.3.1913 (Бреслау); профессор в Грейфсвальде (с 1873); представитель крайней имманентной философии. Действительность существует такой, какой она дана сознанию. Собственная личность, проявляющаяся в сознании, дана с особым постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О другой (чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект — представление. Исходя из этого, он пытался соединить имманентную философию с наивным реализмом («Die Bestätigung des naiven Realismus» // Vierteljaresschrift für wissenschaftlichen Philosophie, 1893, S. 387 f.). Осн. СОЧ.: Erkenntnistheoretische Logik, 1878; Grundzüge der Ethik und Rechtsphilosophie, 1882; Grundriß der Erkenntnistheorie und Logik, 1894, 19102; Die immanente Philosophie // Zeitschrift für immanente Philosophie, Bd. П1,1897; Das Problem der Verantwortlichkeit, 1913; Allgemeine Rechtslehre, 1936.
R. Zocher. Husserls Phänomenologie und S.s Logik, 1932; R. Zocher. W. S.s ontol. Logik in «Blättert, d. Philos.», 1936; Fr. Schneider. W. Sch. und J. Rehmke (Diss.). 1939; K. Hartmann in «The Encyclopedia of Philosophy», Bd. 7,1967.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШУППЕ Вильгельм

(5 мая 1836 – 29 марта 1913), нем. философ, представитель имманентной философии. Проф. в Грейфсвальде (1873–1910). В своей "Теоретико-познават. логике" ("Erkenn-tnistheoretische Logik", Bonn, 1878) развил идею о единстве логики и теории познания – поскольку для него обе связаны с проблемой истины и различением между истинным и ложным мышлением. Как имманентист Ш. стоит на позициях феноменализма (близкого к махистской ветви); он также стремится избегать всякой метафизич. конструкции, однако, в отличие от махизма (эмпириокритицизма), признает в качестве последнего, неразложимого элемента (основания философии) опытно устанавливаемое "Я". Содержание сознания "Я" – это и есть действительность; оно неразрывно с субъектом (по типу "принципиальной координации" Авенариуса). Содержание сознания – действительное – состоит, однако, согласно Ш., не только в ощущениях, но также и в чувствах, абстракциях и т.п. В "Очерке теории познания и логики" ("Grundri? der Erkenntnistheorie und Logik", В., 1894) Ш. дополняет свою концепцию постулированием всеобщего сознания, содержанием к-рого является сверхинди-видуальная действительность, и, т.о., сообщает "действительности" объективный характер (пространство и время оказываются независимыми от человеческого сознания). Так, субъективно-идеалистич. конструкция принимает очертания объективно-идеалистической. С резкой критикой Ш. как "... реакционера в философии" выступил Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 4). Соч.: Grundz?ge der Ethik und Rechtsphilosophie, Breslau, 1881; Die immanente Philosophie, "Zeitschrift f?r immanente Philosophie", 1897, Bd 2, H. 1. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 1 (см. указат.); Zосhеr R.., Husserls Ph?nomenologie und Schuppes Logik, M?nch., 1932. См. также лит. при ст. Имманентная философия.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
277.39 кб

Имманентная философия Вильгельма Шуппе в контексте неокантианства (к вопросу о ее рецепции в русской

Александр Викторович Шевцов
Статья посвящена рассмотрению вопросов восприятия и усвоения идей имманентной философии немецкого мыслителя Вильгельма Шуппе (1836–1913), в особенности в конце XIX и, главным образом, начале XX в. в России.