ШУЛЬЦЕ Готлоб Эрнст
Источник: Философский энциклопедический словарь
(по прозвищу Э н е з и д е м, Aenesidemus, по названию его произведения) (23 авг. 1761 – 14 янв. 1833) – философ-агностик, известен как критик Канта; проф. в Выттенберге, Хельмштедте и Геттингене, где у него учился Шопенгауэр. Гл. возражение Ш. против кантовской философии (высказанное ранее Якоби) заключается в том, что она неправомерно, с т. зр. заявленных ею принципов, расширяет сферу действия причинности. Согласно Ш., Канту не удалось опровергнуть ни субъективный идеализм Беркли, ни скептицизм Юма. Кант не доказал, что нечто, находящееся вне нашего разума, должно быть признано за "вещь в себе", отличную от нашей души, ибо "единственное основание всего нашего познания" ("Aenesidemus...", 1792, В., 1911, S. 200) есть, по Ш., ощущение. Учение Канта о "вещи в себе", по мнению Ш., "догматично" и есть непоследоват. уступка материализму. С др. стороны, обоснование априорного также, с т. зр. Ш., неубедительно, поскольку целиком покоится на "догматическом" утверждении, будто априорность следует из невозможности мыслить иначе. Т.о., Ш. "...открыто защищает скептическую линию в философии..., решительно отвергает всякую вещь в себе и возможность объективного знания..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 128; ср. с. 129, 173, 182–84). Соч.: Kritik der theoretischen Philosophie, Bd 1–2, Hamb., 1801. Лит.: Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 6, СПБ, 1909, с. 54–01; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., 3 изд., т. 2, СПБ, 1913, с. 166–67; История философии, т. 3, М., 1943, с. 128–129; Fischer ?., Von G. ?. Schulze zu .A. Schopenhauer, Aarau, 1901; Wiegershausen H., ?nesidem-Schulze, der Gegner Kants und seine Bedeutung im Neukantianismus, В., 1910. В. Асмус. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.