ШУЛЬЦ Владимир Леопольдович

Найдено 1 определение
ШУЛЬЦ Владимир Леопольдович
(p. 3.8.1948) — спец. в обл. соц. филос. и совр. заруб, филос. и социол.; д. филос. н., проф. Р. в Нижнем Тагиле Свердловской обл. Окончил филос. ф-т. ЛГУ (1972), асп. по кафедре совр. заруб, филос. того же ф-та (1980), Академию Генерального штаба (2000). В 1975-91 преподавал филос. и политол. в Лесотехнической академии (Ленинград), в Высшем полит, училище Мин-ва внутр. дел СССР (Ленинград). С 1991 — в Федеральной службе безопасности России: зам. нач. Управления ФСБ по Петербургу и Ленингр. обл; зам., первый зам., нач. Академии ФСБ России, статс-секретарь — зам. директора ФСБ России. Генералполковник. В наст. вр. — зам. президента РАН, директор Центра исследования проблем безопасности РАН. Заслуженный деятель науки РФ (2003). Лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2003. Чл.-корр. РАН. Докт. дисс. — «Теоретико-методологические проблемы социального познания в современной западной социальной философии» (1989). Осн. проблемы и темы научных иссл.: методол. проблемы соц. познания (соотношение методов объяснения и понимания, смысла соц. действия, соотношение субъекта и объекта соц. познания). Особое значение имеет, по мнению ГЛ., проблема смысла соц. действия, к-рая, трансформируясь из понятия ценности (Г. Риккерт), постоянно присутствует в зап. методол. программах в той или иной модификации. С различными вариантами смысловой проблематики тесно связана и др. проблема соц. обусловленности познания, к-рая не сводится только к социол. знаниям, а является более широким проблемным полем для формирования новых методол. программ зап. соц. филос, что наиболее значимо проявилось у Ю. Хабермаса в теории коммуникативного действия и в новейших теориях модернизма и постмодернизма. Хабермас, по мнению Ш., рассматривает историко-филос. прогресс не как снятие и преодоление прежних филос. систем, а как включение в позднейшие соц.-филос. иссл. предшествующих филос. течений и традиций. В этой связи Хабермас трактует и марксизм как учение, к-рое органично вплетено в последующие западные соц.-филос. иссл. В сферу научных интересов Ш. входит также реконструкция ист. типологии осн. направлений социол. знания в лице ее виднейших представителей, в числе к-рых М. Вебер, А. Шютц, М. Шеллер, К. Маннгейм и др. В поел, годы Ш. занимается иссл. теор. и методол. проблем обеспечения безопасности личности, обва и гос-ва как одной из важнейших проблем соц. филос.
Соч.: Критика «диалогики» Ю. Хабермаса // Материалистическая диалектика. В: 5 т. Т. 5. М., 1985; Критика основных направлений буржуазной социологии знания. (В соавт.). Л., 1985; Критический анализ концепций социальных изменений Н. Лумана и Ю. Хабермаса // Критика буржуазных концепций социальных изменений. Л., 1987; Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социальной концепции Ю. Хабермаса. (В соавт.). Свердловск, 1988; М. Вебер о природе социального познания // Вестник ЛГУ. Сер. «Философия». 1990. № 3; Кризис общества и личность // Человек в современной социально-культурной ситуации. СПб., 1994; Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления РФ. (В соавт.). СПб., 1994; Понятие безопасности и угрозы безопасности // Современные проблемы и методы совершенствования управления. СПб., 1997; Терроризм как глобальная угроза современности // Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. М., 1998; На каком этапе находимся мы сейчас // Мир безопасности. 2000. № 3; Методология социального познания А. Шютца // ВФ. 2008. № 1.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009