ШТЕРН Вильям

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ШТЕРН (Stern) Вильям
род. 29 апр. 1871, Берлин - ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) - нем.-амер.. психолог и философ; в 19J6-1933 - профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем "критического персонализмам, согласно которому сущность личности определяется не ею самой, а сопоставлением ее с "вещью". Штерн одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Осн. произв.: "Person und Sache. System des kritischen Personalismus", 3 Bde., 1906-1924; "Die differentielle Psychologie", 1911; "Psychologie der frihen Kindheit", 1914 (рус. пер. "Психология раннего детства до шестилетнего возраста". Пг., 1922); "Methodensammlung zur Intelligenzprьfung", совместно с Вигманом, 1920.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШТЕРН Вильям
психолог и философ; р. 29.4. 1871 (Берлин) — ум. 27.3. 1938 (Дарем, Северная Каролина, США); в 1916—1933 — профессор в Гамбурге, где основал Психологический институт; в 1935—1938 — профессор Дьюкского университета в США. Главный инициатор создания современной детской и дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического персонализма», согласно которому в отличие от «вещи» только личности соответствует метафизическая реальность. Осн. соч.: Person und Sache. System des kritischen Personalismus, 3 Bde., 1906—1924; Die differentielle Psychologie, 1911; Die psychologischen Methoden der Intelligenzprüfung, 1912; Psychologie der frühen Kindheit, 1914 (рус. пер.: Психология раннего детства до шестилетнего возраста, 1922); Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage, 1935.
A. Adler (Hg.). Festschrift für W. S., 1931; S. Casper. Die personalist. Weltanschauung, 1933.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШТЕРН Вильям

Stern), Вильям (29 апр. 1871 – 27 марта 1938) – нем. психолог и философ, развивавший своеобразный вариант персонализма, связанный с установками философии жизни. Учился у Эббингауза в Берлине, преподавал в ун-тах Бреславля (1897–1915) и Гамбурга (1915–33), где основал Психологич. ин-т, занимающийся в основном вопросами детской и педаго-гич. психологии. В 1933 с приходом к власти Гитлера Ш. эмигрировал в США, был проф. Дьюкского ун-та (Дарем, Северная Каролина). Работы Ш. охватывают ряд (в т.ч. впервые им выделенных и исследованных) областей прикладной психологии: такова судебная психология, в частности вопрос о достоверности свидетельских показаний. Ш. одним из первых начал применение тестовых испытаний, ввел понятие коэффициента умств. одаренности. Особую известность получили работы Ш. по детской психологии ("Psychologie der fr?hen Kindheit", Lpz., 1914; 7 Aufl., Hdlb., 1952; является классической). В психологии Ш. выступал за изучение личности как конкретного целого, утверждая недопустимость и неадекватность расчленения субъекта на изолированные психические функции и невозможность выделения "элементов" сознания. Свою филос. систему Ш. именует "системой критического персонализма" ("Person und Sache", Bd 1–3, Lpz., 1906–24); мир рассматривается как иерархич. система "личностей" различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл), однако сама "личность" в понимании Ш. теряет свою личностную сущность, т.е. автономность и самоценность, выступая как "интегральная целостность". Эта "психофизически нейтральная" "личность" (точнее, "персона" – Person). отличает персонализм Ш. от идеалистических (спиритуалистических) концепций персонализма, согласно к-рому личность есть духовная сущность. По Ш., сущностью личности является целенаправленная деятельность, что отличает личность от "вещи", лишенной внутр. активности и детерминированной извне. Различие личности и вещи не есть различие тела и духа (тело и дух, по мысли Ш., суть одинаково мысленные конструкции, результат абстракции). Вещью становится личность низшего порядка, входя в состав более высокой как ее подчиненная часть или орган. К формам вещных отношений относятся такие категории, как каузальность, тождественность, униформизм, а равно пространство и время, имеющие характер общих законов, направленных на отрицание конкретно-личного. В своей "телеомеханике" Ш., стремящийся преодолеть дуализм каузально- механистического и целенаправленно-личностного подходов в психологии, выводит эти формы существования вещи как производные от первичной активности личности. В своей этике ("Person und Sache", Bd 3) Ш. наряду с иерархией ценностей, соответствующих личностям разного порядка, развивает учение об "излучающей ценности" (Strahlwert), к-рая, исходя из личности высшего уровня, служит и самоутверждению др. личностей, не превращая их только в орудие или средство овеществления (иск-во, религия и др.). Учение Ш., явившееся развитием ряда положений монадологии Лейбница (но лишенное у Ш. теистич. предпосылок), занимает изолированное место в нем. философии нач. 20 в. и остается малоизученным. Позднейшие аналогии к философии Ш. можно найти в холизме Я. Смэтса и др. (см. Организмические теории). Соч.: Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage, Haag, 1935. Лит.: A history of psychology in autobiography, ed. С. А. Murchison, v. 1, Worcester–L., 1930, p. 335–88; Festschrift W. Stern zum 60. Geburtstag am 29. April 1931, Lpz., 1931. Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.