Шпрангер Эдуард

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Шпрангер Эдуард

немецкий философ (Грос-Лихтер-велде, близ Берлина, 1882 — Тюбинген, 1963). Психолог и педагог, ученик Дильтея и Паульсена. Внес существенный вклад в развитие педагогической теории в ее отношении к культуре. Сочинения: «Гумбольдт и идея человечества» (1909), «Формы жизни» (1914), «Культура и воспитание» (1919), «Народ, государство, воспитание» (1930). Его полное собрание сочинений (11 томов) опубликовано в 1969 г.

Источник: Философский словарь

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард
род. 27 июня 1882, Берлин - ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) - нем. психолог, философ, педагог, с 1920 - профессор в Берлине, с 1946 - в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии - вопрос о сущности понимания (см. Понимание) как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) - шесть осн. человеческих типов: 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный; 5) человек силы; 6) религиозный человек. В своих работах в области культуты и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и нем. идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида (см. также Структурная психология, Всемирное благочестием). Осн. произв.: "Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft", 1905; "Lebensformen", 1914; "Zur Psychologie des Verstehens", 1918; "Die Psychologie des Jugendalters", 1942; "Volk, Staat, Erziehung", 1930; "Weltfrцmmigkeit", 1940; "Die Magie der Seele", 1947; "Pestalozzis Denkformen", 1947; "Goethes Weltanschauung", 1949; "Kulturfragen der Gegenwart", 1953.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШПРАНГЕР Эдуард
философ и педагог; р. 27. 6. 1882 (Берлин; по др. данным, Рущук, Австро-Венгрия) — ум. 17. 9. 1963 (Тюбинген); с 1920 — профессор в Берлине, с 1946 — в Тюбингене; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии — вопрос о сущности понимания как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) — шесть основных человеческих типов:
теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный человек; 5) человек силы; 6) религиозный человек. В своих работах в области культуры и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и немецкий идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида. Его проникнутое романтизмом представление о «прирожденном воспитателе», способном к самоформированию, не нашло продолжателей. Но если его демифологизировать и перенести в современную педагогическую психологию, оно сможет стать моделью, существенно облегчающей подготовку молодых одаренных педагогов, которые в состоянии обеспечить высокий уровень воспитания и образования в соответствии с новым пониманием их сущности (см. также Структурная психология, Всемирное благочестие). Осн. соч.: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaften, 1905; W. v. Humboldt und die Humanitätsidee, 1909; W. v. Humboldt und die Reform des Bildungswesens, 1910; Lebensformen, 1914; Zur Psychologie des Verstehens, 1918; Die Psychologie des Jugendalters, 1924; Volk, Staat, Erziehung, 1932; Goethes Weltanschauung, 1933; Das deutsche Bildungsideal der Gegenwart, 1938; Weltffömmigkeit, 1940; Die Magie der Seele, 1947; Pestalozzis Denkformen, 1947; Pädagogische Perspektiven, 1952; Kulturfragen der Gegenwart, 1953; Der geborene Erzieher, 1958; Der Philosoph von Sanssouci, 1962. Собр. соч.: Gesammelte Schriften, 11 Bde., 1970—1975. — Библиография: T. Neu. Eduard Spranger — Bibliographie, 1958.
H. Wenke (Hg.). Festschrift für E. S. — Bildnis eines geistigen Menschen, 1957; H. W. Bähr. Erziehung zur Menschlichkeit, 1958; W. Sacher. E. S., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Шпрангер Эдуард

(27 июня 1882 – 17 сент. 1963) – нем. философ, психолог, педагог. Проф. в Лейпциге (с 1912), Берлине (1920–46). В 1944 был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 был назначен ректором Берлинского ун-та, с 1946 – проф. в Тюбингене. Филос. взгляды Ш. сложились в русле идей Дильтея и философии жизни в целом, а также учения о ценностях Риккерта. В осн. филос. соч. – "Формы жизни" ("Lebensformen", Halle/ Saale, 1914; 8 Aufl., T?bingen, 1950) Ш. развивает идеи целостной ("структурной") психологии, к-рую он – в духе неокантианского разграничения "наук о духе" и "наук о природе" – противополагает совр. ему естественнонауч. "психологии элементов", расчленяющей душевный процесс на составные части и базирующейся на данных физики и физиологии. "Духовно-научная", или "понимающая" (в дильтеевском смысле), психология должна рассматривать душевный процесс как нек-рую целостность в его смысловых связях, т.е. в его включенности в определ. содержание культуры. Единство душевной жизни как "смысловой связи" различных психич. функций осуществляется в актах духовной деятельности "Я", реализующей определ. ценностную систему. Единств. путем познания духовных форм Ш. считает постижение индивидуальной структуры духа: даже рассматривая обществ. группы как сверхиндивид. формы, мы не можем понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуальности Различия в смысловой (ценностной) направленности и психологич. установке субъекта, из к-рых Ш. выводит и осн. направления духовной объективации, определяют характер выделяемых Ш. шести осн. "идеальных типов" человеч. индивидуальности: "экономич." человек хозяйства, "теоретич " человек науки, "эстетич." человек иск-ва, "социальный" человек любви и "самоотдачи", "политич." человек власти и "религ." человек. Рассматривая личность как носителя культуры, Ш. отрицательно относится к социологич. обоснованию культуры. Призывая освободиться от "социологич. иллюзии" – сведения науки, иск-ва и религии к обществ. силам и ограничения нравственности "социально-этическим", Ш. признает неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводит не формам обществ. отношений, а "...лично-человеческому и предметно-культурному содержанию", развертывающемуся в этих формах и определяющему их ценность (цит. по кн.: Philosophen-lexikon, Bd 2, В., 1950, S. 612–13) Метод "понимающей" психологии был реализован Ш в работе "Психология юношеского возраста" ("Psychologie des Jugendalters", Lpz., 1924, 27 Aufl., Hdlb., 1963) – одном из наиболее влият. соч. нем. педагогики 20 в. Соч.: Wilhelm von Humboldt und die Humamt?tsidee, 2 Aufl., В., 1928, Kultur und Erziehung, 4 Aufl., Lpz., 1928, Die Magie der Seele, 2 Aufl., T?bingen, 1949, Goethes Weltanschauung, [4 Aufl., Wiesbaden], 1949, Der unbekannte Gott, 2 Aufl., Stuttg, [1955], Pestalozzis Denkformen, 2 Aufl., Hdlb., 1959, Kulturfragen der Gegenwart, 3 Aufl., Hdlb., 1961, Padagogische Perspektiven, 7 Aufl., Hdlb., 1962. Лит.: Croner E., E Spranger, В., 1933, Neu ?., Bibliographie ?. Sprangers, T?bingen 1958, Вeitl D. ?., Das Bild des Jugendlichen in der Psychologie des Jugendalters von E. Spranger, [M?nch., 1967] (библ.). Ю. Попов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард
1882-1963) - нем. философ, психолог и педагог. С 1912 - ординарный проф. в Лейпциге, с 1920 - в Берлине, с 1946 - в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея, испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей баденского неокантианства.
В своем главном труде - "Жизненные формы" (1921) - Ш. развил культурфилософскую интерпретацию главных типов человеческого существования. Эти типы - по Ш., жизненные формы, - остающиеся самотождественными в многообразии и изменчивости жизни, исторически инвариантные структуры, соединяющие индивидуальные душевные целостности с надындивидуальными духовными образованиями.
Ш. выделяет шесть жизненных форм или культурно-психологических типов, каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т.д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. Экономический человек - тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов "теоретика" тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. Эстетический человек - тот, кто "все свои впечатления преобразует в выражения". Его специфическая форма мотивации - "воля к форме", выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, "построение и оформление самого себя", универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для социального человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека - это стремление преобладать над другими. Все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него - лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. Религиозный человек - это тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение ценностного переживания.
Созданная Ш. культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп.
Идея жизненных форм сочетается у Ш. с вполне определенной психологией. Это "не нормативная, а описательная и понимающая наука" в дильтеевском духе. Душа есть "смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я". Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное "везде и всегда есть отпечаток с объективного". Налицо, таким образом, стремление объективировать субъективное. В свою очередь, объективное Ш. выводит из "жизненности", которая выступает в виде "структур" или даже "организмов". Одной из таких структур является общество - надындивидуальная целостность, в которую включены индивидуумы. Но, как общество, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, являются для нас непознаваемыми в их подлинном строении. "Для духовных образований у нас нет иного орудия познания кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию". А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов - жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм и есть окончательное восприятие и познание. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции.
Отсюда следует враждебное отношение Ш. к социологии как социальной науке, организованной по модели естественных наук. Она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, "растворяя" их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Ш., альфа и омега культуры - индивидуальность, человек - носитель духа, а для социологии конкретный человек не существует. Культура поэтому должна кардинальным образом порвать с социологией. В этой враждебности по отношению к социологии Ш. близок своему учителю Дильтею.
Так как отношение между социально-общинной жизнью и культурой разорвано, оформление и развитие культуры - долг индивидов, которые, в свою очередь, перелагают его на государство, которое и оказывается, в конечном счете, инстанцией, связующей индивидуальные, т.е. "внутренние" культурные целостности в надиндиви. дуальные, объективные культурные единства. Эта позиция стала, в частности, теоретическим основанием той огромной работы, которую вел Ш. в области педагогики, организации образования и культурной политики.
Л. Г. Ионин
Два вида психологии (1914) // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Kultur und Erziehung. Leipzig, 1919; Gothe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924; Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924; Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Leipzig, 1926; Volk, Staat und Erziehung. Leipzig, 1932; Entwicklungspsychologie. Berlin, 1942; Kulturpathologie. Tubingen, 1947; Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttgart, 1948.

Источник: Современная западная философия: словарь