Шпрангер Эдуард

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Шпрангер Эдуард

немецкий философ (Грос-Лихтер-велде, близ Берлина, 1882 — Тюбинген, 1963). Психолог и педагог, ученик Дильтея и Паульсена. Внес существенный вклад в развитие педагогической теории в ее отношении к культуре. Сочинения: «Гумбольдт и идея человечества» (1909), «Формы жизни» (1914), «Культура и воспитание» (1919), «Народ, государство, воспитание» (1930). Его полное собрание сочинений (11 томов) опубликовано в 1969 г.

Источник: Философский словарь

ШПРАНГЕР Эдуард
философ и педагог; р. 27. 6. 1882 (Берлин; по др. данным, Рущук, Австро-Венгрия) — ум. 17. 9. 1963 (Тюбинген); с 1920 — профессор в Берлине, с 1946 — в Тюбингене; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии — вопрос о сущности понимания как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) — шесть основных человеческих типов:
теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный человек; 5) человек силы; 6) религиозный человек. В своих работах в области культуры и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и немецкий идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида. Его проникнутое романтизмом представление о «прирожденном воспитателе», способном к самоформированию, не нашло продолжателей. Но если его демифологизировать и перенести в современную педагогическую психологию, оно сможет стать моделью, существенно облегчающей подготовку молодых одаренных педагогов, которые в состоянии обеспечить высокий уровень воспитания и образования в соответствии с новым пониманием их сущности (см. также Структурная психология, Всемирное благочестие). Осн. соч.: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaften, 1905; W. v. Humboldt und die Humanitätsidee, 1909; W. v. Humboldt und die Reform des Bildungswesens, 1910; Lebensformen, 1914; Zur Psychologie des Verstehens, 1918; Die Psychologie des Jugendalters, 1924; Volk, Staat, Erziehung, 1932; Goethes Weltanschauung, 1933; Das deutsche Bildungsideal der Gegenwart, 1938; Weltffömmigkeit, 1940; Die Magie der Seele, 1947; Pestalozzis Denkformen, 1947; Pädagogische Perspektiven, 1952; Kulturfragen der Gegenwart, 1953; Der geborene Erzieher, 1958; Der Philosoph von Sanssouci, 1962. Собр. соч.: Gesammelte Schriften, 11 Bde., 1970—1975. — Библиография: T. Neu. Eduard Spranger — Bibliographie, 1958.
H. Wenke (Hg.). Festschrift für E. S. — Bildnis eines geistigen Menschen, 1957; H. W. Bähr. Erziehung zur Menschlichkeit, 1958; W. Sacher. E. S., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Шпрангер Эдуард

(27 июня 1882 – 17 сент. 1963) – нем. философ, психолог, педагог. Проф. в Лейпциге (с 1912), Берлине (1920–46). В 1944 был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 был назначен ректором Берлинского ун-та, с 1946 – проф. в Тюбингене. Филос. взгляды Ш. сложились в русле идей Дильтея и философии жизни в целом, а также учения о ценностях Риккерта. В осн. филос. соч. – "Формы жизни" ("Lebensformen", Halle/ Saale, 1914; 8 Aufl., T?bingen, 1950) Ш. развивает идеи целостной ("структурной") психологии, к-рую он – в духе неокантианского разграничения "наук о духе" и "наук о природе" – противополагает совр. ему естественнонауч. "психологии элементов", расчленяющей душевный процесс на составные части и базирующейся на данных физики и физиологии. "Духовно-научная", или "понимающая" (в дильтеевском смысле), психология должна рассматривать душевный процесс как нек-рую целостность в его смысловых связях, т.е. в его включенности в определ. содержание культуры. Единство душевной жизни как "смысловой связи" различных психич. функций осуществляется в актах духовной деятельности "Я", реализующей определ. ценностную систему. Единств. путем познания духовных форм Ш. считает постижение индивидуальной структуры духа: даже рассматривая обществ. группы как сверхиндивид. формы, мы не можем понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуальности Различия в смысловой (ценностной) направленности и психологич. установке субъекта, из к-рых Ш. выводит и осн. направления духовной объективации, определяют характер выделяемых Ш. шести осн. "идеальных типов" человеч. индивидуальности: "экономич." человек хозяйства, "теоретич " человек науки, "эстетич." человек иск-ва, "социальный" человек любви и "самоотдачи", "политич." человек власти и "религ." человек. Рассматривая личность как носителя культуры, Ш. отрицательно относится к социологич. обоснованию культуры. Призывая освободиться от "социологич. иллюзии" – сведения науки, иск-ва и религии к обществ. силам и ограничения нравственности "социально-этическим", Ш. признает неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводит не формам обществ. отношений, а "...лично-человеческому и предметно-культурному содержанию", развертывающемуся в этих формах и определяющему их ценность (цит. по кн.: Philosophen-lexikon, Bd 2, В., 1950, S. 612–13) Метод "понимающей" психологии был реализован Ш в работе "Психология юношеского возраста" ("Psychologie des Jugendalters", Lpz., 1924, 27 Aufl., Hdlb., 1963) – одном из наиболее влият. соч. нем. педагогики 20 в. Соч.: Wilhelm von Humboldt und die Humamt?tsidee, 2 Aufl., В., 1928, Kultur und Erziehung, 4 Aufl., Lpz., 1928, Die Magie der Seele, 2 Aufl., T?bingen, 1949, Goethes Weltanschauung, [4 Aufl., Wiesbaden], 1949, Der unbekannte Gott, 2 Aufl., Stuttg, [1955], Pestalozzis Denkformen, 2 Aufl., Hdlb., 1959, Kulturfragen der Gegenwart, 3 Aufl., Hdlb., 1961, Padagogische Perspektiven, 7 Aufl., Hdlb., 1962. Лит.: Croner E., E Spranger, В., 1933, Neu ?., Bibliographie ?. Sprangers, T?bingen 1958, Вeitl D. ?., Das Bild des Jugendlichen in der Psychologie des Jugendalters von E. Spranger, [M?nch., 1967] (библ.). Ю. Попов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.