(Spener, Philipp Jacob, 16351705). Основоположник немецкого пиетизма. Родился в Раппольтсвайлере (Верхний Эльзас), умер в Берлине. Единодушно признается отцом немецкого пиетизма, хотя учение его сочетает в себе идеи, почерпнутые им у своих учителей, а также реформаторов XVI в. Воспитывался в строгой и набожной атмосфере, получил университетское образование в Страсбурге (165159), где основное внимание уделял библейским языкам и историческим предметам. Профессора Страсбурга делали особый упор на рождение свыше и этические проблемы; эти же вопросы занимали центральное место в проповедях Шпенера, когда он служил пастором в Страсбурге (с 1663), ФранкфуртенаМайне (с 1666), Дрездене (с 1686) и Берлине (с 1697). На Шпенера оказал влияние и женевский кальвинизм: в 1659 г. он посетил Женеву и встретился там с ЛС. де Лабади, реформатским проповедникоммистиком. Лабади укрепил веру Шпенера в то, что для христианской жизни важен опыт рождения свыше (Wiedergeburt ) и что для истинного христианина религией проникнуты все сферы жизни.
Хотя сам Шпенер не придавал большого значения теологической догматике и дискуссиям в рамках протестантской схоластики, его взгляды на рождение свыше и на неизбежные последствия возрождения всегда вызывали споры. Резкую критику невежества и нравственной слабости духовенства принимали плохо, а предлагаемая Шпенером система реформ составляла настоящую угрозу для государственных лютеранских церквей. Свои идеи Шпенер впервые изложил в книге Pia desideria (полное название "Сердечная потребность в богоугодных реформах истинных евангелических церквей"), в крой подчеркивается единство веры и добрых дел, эта тема всегда играла важную роль в реформатской теологии. Напротив, лютеранская теология (особенно в Сев. Германии) делала упор на теологические догматы, а не на чистоту христианской жизни. Большое значение имел и тот инструмент, с помощью крого Шпенер планировал изменить положение дел, а именно "церкви внутри Церкви". Он организовал небольшие группы верующих (collegia pietatis ), крые могли приблизиться к Богу посредством молитв, духовных песен, чтения, бесед. Хотя все эти занятия не содержали ничего предосудительного, малые группы бросали вызов тогдашним церковным структурам; членов малых групп обвиняли в лицемерии и стремлении к расколу. И действительно, последователи Шпенера из немецких пиетистов довольно часто отличались вздорным характером, хотя сам Шпенер всегда призывал к терпимости и сотрудничеству.
Призывал он и к реформам семинарского образования. По мнению Шпенера, место систематической теологии, с естественным для нее подчеркиванием догматической четкости, должно было занять духовное чтение, к-рое способствовало бы благочестию семинаристов. Он рекомендовал изучать непосредственно Св. Писание, а не теологические формулы библейских комментаторов. Плод его деятельности основание теологического факультета в Галле. Под управлением Шпенера и благодаря организаторской деятельности А. Г. Франке Галле стал интеллектуальным центром раннего немецкого пиетизма. Движение получило широкое распространение в немецком лютеранстве через организацию collegia pietatis. Хотя первоначальные замыслы Шпенера были довольны ск-ром ны, немецкий пиетизм повлиял на протестантизм всего западного мира; духовное возрождение и религиозная полемика стали повсеместным явлением в протестантских общинах.
R.J. VanderMolen (пер. Ю.т.) Библиография: D. W. Brown, Understanding Pietism; J. О. Duke, *Pietism versus Establishment: Halle Phase", CQ, Nov. 1978,316;P. Griinberg,/>/izlipp Jakob Spener and SHERK, IX, 5357; M. Kohl, "Wiedergeburt As the Central Theme in Pietism", CQ, Nov. 1974,1720; J.T. McNeill, Modern Christian Movements; NCE, XII, 562; M. E. Richard, Philip Jacob Spener and His Work; K.J. Stein, "Philipp Jacob Speners Hope for Better Times for the Church Contribution in Controversy", CQ, Aug. 1979, 320; F E. Stoeffler, The Rise of Pietism and (ed.) Continental Pietism and Early American Christianity.
См. также: Пиетизм.