ШПАНН Отмар

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ШПАНН Отмар
экономист, социолог и философ; р. 1.10.1878 (Альтмансдорф, близ Вены) — ум. 8. 7. 1950 (Нейпггифт, Бургенланд); сначала профессор в Брюнне (Брно), 1919—1938 — в Вене. Примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к немецкому мистицизму и немецкому идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в центре которого стоит категория «целостность». Основой его системы является идеалистическая метафизика в смысле Гегеля, согласно которой никакая философия не усматривает в явлениях действительности предельное начало. Кроме того, общий облик его дифференцированной системы определяет неприятие им механистического мышления, в чем он опятьтаки примыкает к европейской философии. Он боролся против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии, так и в социологии. Осн. соч.: Wirtschaft und Gesellschaft, 1907; Die Haupttheorien der Volkswirtschaftslehre, 1910; Gesellschaftslehre, 1914; Der wahre Staat, 1921; Kategorienlehre, 1924; Schöpftmgsgang des Geistes, 1928; Geschichtsphilosophie, 1932; Erkenne Dich selbst, 1935; Naturphilosophie, 1937; Religionsphilosophie auf geschichtlicher Grundlage, 1947; Ganzheitliche Logik, 5 Bde., 1958; Kunstphilosophie 1973; Собр. соч.: Gesamtausgabe, 22 Bde., 1963—1977.
H. Riehl (Hg.). Festschrift für O. S. — Die Ganzheit in Philos. und Wissenschaft, 1950; A. Rieber. Vom Positivismus zum Universalismus — Kritik des Ganzheitsbegriffs von O. S., 1971 ; W. Becher. Der Blick aufs Ganze — Das Weltbild O. S. s, 1985; J. H. Pichler (Hg.). O. S. oder die Welt als Ganzes, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШПАНН Отмар

(1 окт. 1878 – 8 июля 1950) – австр. философ-идеалист, развивавший концепцию целостности, социолог и экономист. С 1909 – проф. в Брюнне (Брно), с 1919 по 1938 – проф. в Вене. Следуя традициям философии Платона, ср.-век. реализма, нем. мистицизма и нем. классич. идеализма, стремился создать философско-социологич. систему "универсализма", одно из осн. положений к-рого гласит: хотя целое существует лишь в частях и через них, оно по своей сущности предшествует своим частям; части есть выражение, опосредствование целого, к-рое расчленяется, обусловливая существование частей как органов целого ("Kategorienlehre", Jena, 1924). В концепции Ш. целостность – это первоначальная (urspr?ngliche) действительность, где не действует причинность. Ш. утверждает, что причинное понимание предметов возможно лишь на основе ложного положения "части раньше целого"; с этой позиции он отвергает атомизм и материализм, считая суммативность (идею совокупности отд. элементов) неотъемлемым признаком материалистич. мировоззрения. В понимании сущности жизни Ш. близок к взглядам X. Дриша, считал его единственным из биологов, кто достиг понятия целостности. Понятие целостности играет осн. роль и в социологич. концепции Ш. Центральное место среди социальных образований он отводит гос-ву, к-рое, по его мнению, существовало всегда, меняя лишь свои формы. Исходя из универсалистской концепции, Ш. выдвинул идеал обществ. устройства, основанного на сословных градациях и строжайшей иерархии, черты к-рого во многом воспроизводят кастовый строй индусов и цеховую организацию средневековья. Социологич. воззрения Ш. являлись своеобразным теоретич. выражением австр. клерикал-фашизма. Соч.: Zur Logik der sozialwissenschaftlichen Begriffsbildung, T?bingen, 1905; Geschichtsphilosophie, Jena, 1932; Philosophenspiegel, Lpz., 1933; Gesellschaftsphilosophie. 3 Aufl.. M?nch.–В., 1934; Naturphilosophie, Jena, 1937; Der Wahre Staat, 4 Aufl., Jena, 1938; Religionsphilosophic, W., 1947; Die Haupttheorien der Volkswirtschaftslehre, 25 Aufl., Hdlb., 1949; Gesamtausgabe, Bd 1–22, Graz, 1963. Лит.: Dunkmann K., Der Kampf um O. Spann, Lpz., 1928; R?ber H., O. Spanns Philosophie des Universalismus, Jena, 1932 И. Блауберг. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.