ШОУ-БИЗНЕС

Найдено 1 определение
ШОУ-БИЗНЕС
(англ. show — зрелище, business — предпринимательство, коммерция) — одно из характерных явлений массовой культуры, отражающее присущую ей тенденцию подчинения искусства и художественного творчества коммерческим целям производства и извлечения денежной прибыли. В более узком смысле Ш. — индустрия развлечений в современной массовой культуре. В настоящее время практика Ш. затрагивает фактически все сферы массовой культуры и в особенности кино, телевидение, концертную и выставочную деятельность, литературу и музыку. Главной продукцией Ш. становятся так называемые шоу, превратившиеся в самую распространенную разновидность современного массового зрелища и систему жанров массовой культуры. Одновременно Ш. представляет собой развитую и разветвленную индустрию досуга современного общества на Западе, что способствовало появлению целых отраслей материального производства (напр., кино, аудио- и видеопродукции, журналов, буклетов, каталогов, афиш и других предметов рекламы). Ш. характеризуется созданием особого вида предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли от производства и распространения произведений культуры, а также от организации зрелищ. Поэтому Ш. отличается необычайно развитой сферой и инфраструктурой обслуживания, в которых возрастает роль различного типа организаторов (напр., менеджеров, продюсеров, импрессарио, специалистов рекламного дела). Ш. не только способствует бурному развитию рекламы, но и обеспечивает ей повсеместное вторжение во все сферы культуры. В свою очередь, это приводит к тому, что одним из самых характерных проявлений Ш. становится целенаправленная деятельность по формированию у публики определенных потребностей, вкусов и привязанностей, причем не обязательно культурной направленности. Повсеместное превращение художественных произведений, авторов, артистов и спортсменов в объект рекламы сопровождается в Ш. все усиливающейся тенденцией связывать этот процесс с чисто коммерческим рекламированием товаров и рыночных услуг. В целом Ш. ориентируется на максимально широкие массы публики, что привело к формированию своеобразных видов культурных мероприятий (шоу), наделенных рядом специфических качеств. Помимо отмеченной тесной связи с рекламой, коммерцией и предпринимательством каждое зрелище в сфере Ш. отличается повсеместным применением технических достижений и средств, что придает всей массовой культуре характер быстро модернизирующегося социального явления. Поэтому становление Ш. оказалось в непосредственной зависимости от развития средств массовой коммуникации и информации. Эти процессы затрагивают и традиционные зрелищные мероприятия: спектакли, концерты и фестивали искусств, которые все чаще приобретают характер коммерческих предприятий. Одновременно развитие Ш. способствовало появлению и развитию ряда своеобразных жанров и видов современных зрелищ. К ним следует отнести конкурсы, телевизионные игровые и развлекательно-познавательные программы, презентации — публичные представления новых произведений массовой культуры, их создателей и исполнителей, церемонии вручения различных премий, показы мод, спортивные состязания с вручением денежных призов и т.п. Развитие этих сфер Ш. привело к резкому повышению во всех культурных мероприятиях роли развлекательности, красочности, что сопровождается повсеместным использованием внешних эффектов и применением новых технических средств. Для Ш. чрезвычайно характерна всеобщая театрализация не только собственно культурных произведений и зрелищ, но и мероприятий политического и социального плана (конференции, съезды партий и общественных организаций, выборы, выступления политических лидеров и государственных деятелей перед гражданами). Все это отражает одну из важнейших тенденций Ш., которая заключается в воздействии преимущественно на эмоциональные и даже подсознательные сферы внутреннего мира личности. Одновременно Ш. характеризует определенная общемировоззренческая направленность, и его социальное значение заключается в поддержании у публики позитивных установок не только в восприятии того или иного зрелища, но и всего окружающего мира. Наряду с этим именно вторжение Ш. практически во все сферы досуга, социокультурной жизни и индивидуального существования людей может быть сопряжено с возрастающей опасностью манипулирования и мифологизации общественного сознания современного мира, живущего в обстановке бурного развития и распространения средств массовой коммуникации и информации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.