(Scots Confession, 1560). Первый вероисповедный символ Реформатской церкви Шотландии. Был составлен за четыре дня шестью шотландскими реформаторами Ноксом, Спотисвудом, Уиллоком, Роу, Дугласом и Уинрамом (любопытно, что все они носили имя Джон). Ведущую роль в подготовке исповедания, безусловно, играл Нокс. В 1560 г. Шотландский парламент, хотя и не без некрого сопротивления, утвердил исповедание. Однако королева Мария Стюарт, все еще находившаяся во Франции, отказалась ратифицировать решение парламента; в результате документ не имел статуса официального вероисповедания вплоть до 1567 г., когда после низложения Марии парламент подтвердил свое решение. Шотландское исповедание оставалось официальным исповеданием Шотландской реформатской церкви до принятия Вестминстерского исповедания в 1647 г.
Шотландское исповедание отвечает положениям кальвинистской теологии и в целом соответствует вероисповедным символам других реформатских церквей. Составляя его, Нокс и другие опирались на труды реформаторов: "Наставления" Кальвина, "Компендиум" Дж. Ласко, "Священную литургию" (Liturgia Sacra) Валериана Пуллена. Вместе с тем Шотландское исповедание не просто излагает учения континентальной реформации; ему присуще известное своеобразие. Хотя оно и не отличается систематичностью и завершенностью, подобно Вестминстерскому исповеданию, это вполне самостоятельный документ, запечатлевший живую веру шотландской реформации.
Шотландское исповедание включает 25 статей, из крых двенадцать посвящены основным понятиям христианского вероучения: Богу и Троице; сотворению мира, грехопадению и обетованию спасения; боговоплощению; страстям, воскресению и вознесению Христа; Его Второму пришествию; искуплению через смерть Христову; освящению через Св. Дух. Хотя здесь заметно кальвинистское влияние, в других статьях проявляются шотландскореформатские черты, а именно: идея оправдания верой, учение об избранничестве, духовное присутствие Христа в Вечере Господней . В то же время отвергаются идеи пресуществления, а также чисто символическое представление хлеба и вина. Церкви дается определение "кафолической "; она состоит из избранных, и вне ее нет спасения. Знаки истинной Церкви на земле это надлежащая проповедь Слова Божьего, а также правильное исполнение таинств и церковная дисциплина. Городским магистратам отводится роль наместников Божьих; в их обязанность входит оберегать и, если потребуется, очищать Церковь. Однако высшим авторитетом обладает Слово Божье.
R. KYLE(nep. Ю.Т.) Библиография: G.D.Henderson, ed., The Scots Confession 1560; P. Schaff, The Creeds of Christendom, 111,47985; J.H.S. Burleigh,A ChurchHistory ofScotland; K. Barth, The Knowledge of God and the Service of God According to the Teaching of the Reformation.
См. также: Исповедания веры; Нокс, Джон; Вестминстерское исповедание.