ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА
(schottische Schule) — распространившееся в XVIII и XIX вв. направление в шотландской философии, которое, в противовес французскому материализму и юмовскому скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sense). Позднее ее сторонники, ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику, религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Рид, Стюарт, Томас Браун, в последний период — Гамильтон.
R. Metz. Die philos. Strömungen in Großbritannien, I—II, 1935; N. Waszek. Man's Social Nature — A Topic of the Scottish Enlightenment in its Historical Setting. Den Haag, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА
философия «здравого смысла», возникла в 60-80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах и получила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.- Т. Рид, виднейшие представители: Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон. III. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также субъективистскую философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутр. достоверность, заложенная в человеч. природе богом. Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и предрассудки в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала основанные на врожденном «общем чувстве» доводы в пользу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир. Одним из «фундаментальных законов» познания, согласно учению Ш. ш., является уверенность, что материальный мир существует независимо от сознания: люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Однако главное для Ш. ш. - признание самоочевидности религ. «истин» и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике материалистом Дж. Пристли. Наиболее активными пропагандистами философии «здравого смысла» в США были Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П. РуайеКоллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и Т. Жуфруа.

Источник: Советский философский словарь

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА
или философия "здравого смысла", возникла и получила распространение в 60–80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах в Глазго, Эдинбурге, Абердине. Ее основатель – Т. Рид, виднейшие представители – Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт, Дж. Кэмпбелл. Ш. ш. сформировалась в полемике с Юмом, поскольку его скептицизм относился не только к материальному миру, но также к вере в бога и в субстанциальность души. Ш. ш. отвергала также философию Беркли, т.к. берклеанские доводы против материальной субстанции в равной мере могут быть распространены и на духовную субстанцию. Основанием непреложных для "здравого смысла" истин является, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутренняя, т.е. интуитивная, достоверность, заложенная в самой природе человека и имеющая божеств. происхождение. В сущности философия "здравого смысла" закрепляет "общепринятые" убеждения и предрассудки, делая их фундаментом науки, морали, религии. Этот догматизм Ш. ш. был подвергнут критике Кантом (см. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, Предисловие). В конечном счете Ш. ш. утверждала веру как основание философии. Выдвигая основанные на "непосредственном познании" доводы в пользу бытия бога, души, разумности и целесообразности всего сущего, философы Ш. ш. теми же доводами "реабилитировали" от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма также материальный мир и принцип причинности. Опровергая феноменалистич. теорию восприятий ("идей"), Ш.ш. доказывала, что в действительности мы непосредственно воспринимаем не ощущения (твердости, протяженности и т.п.), а твердые, протяженные и т.д. вещи вместе с их реальным существованием. Одним из "фундаментальных законов" познания является уверенность в том, что "материальный мир существует независимо от моего сознания" (Stewart D., Complete works, v. 3, Edin., 1854, p. 45). Люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Но главное для Ш. ш. – это непоколебимая вера в существование высшего духовного мира, в особенности бытия бога. Самоочевидность религ. "истин" и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в "моральном чувстве", – осн. вывод философии Ш. ш. Вот почему при всем своем "реализме" ее представители яростно боролись против сенсуализма Локка и материализма Гартли, Пристли, а впоследствии – Дидро. В свою очередь материалисты подвергли острой критике Ш.ш. В частности, Пристли ("самый ужасный из противников Рида", по выражению Стюарта, – там же, р. 303) посвятил специальный трактат критич. разбору осн. работы Рида (см. Избр. соч., М., 1934, с. 143–66). В США философия "здравого смысла" распространялась Дж. Уитерспуном (Принстонский ун-т) и ее наиболее активным пропагандистом в США Мак-Кошем. До них близкие к учению Рида взгляды высказывал А. Бартон. С язвит, критикой идей Ш. ш. выступал амер. врач-материалист Б. Раш в "Мыслях о здравом смысле" ("Thoughts of common sense", 1791). Во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях Руайе-Коллара и П. Прево, а также в эклектич. концепциях Кузена и Жуфруа. Лит.: История философии, т. 2, ?., 1941, с. 269–73; MасСоsh J., The Scottish philosophy, biographical expository, L., 1875; Pattison-Pringle A. S., Scottish philosophy, Edin., 1884; Кappes M., Der "Common Sense" ais Princip der Gewi?heit in der Philosophie des Schotten T. Reid, M?nch., 1890; Laurie H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Grave S. ?., Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Robinson D. S. [?d.], The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961; Sсiассa M. F., La filosofia di T. Reid, 3 ?d., Mil., 1963. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.