Шорцы народ в России, насчитывающий ок. 16 тыс. чел. Проживает в Кемеровской обл., в Хакасии и на Алтае.
Большинство верующих шорцев православные, но сохранились среди них и традиционные языческие верования.
К нач. 20 в. в традиционной религ. жизни шорцев практически равное положение занимали шаманизм, христ-во и ранние формы религии в виде анимизма, зоолатрии, различных культов и пр.
Мир, согласно этим последним представлениям, делился на три сферы небесную землю, среднюю землю и подземное царство. Верховное доброе небесное божество Ульгень живет на девятом небе. Олицетворение зла Эрлик (брат Ульгеня), вдохнувший в тело человека душу, живет под землей. В его подчинении духи подземного царства и духи умерших кермес. Среди духов средней земли наибольшим почитанием пользовались духи гор и рек.
Среди шорцев была распространена вера в духов-предков, в покровителей домашнего очага, рожениц и т. п. Известны изображения семейных покровителей в виде тряпичных куколок, аналогичные телеутским и кумандинским. Бытовал культ Умай, покровительницы маленьких детей.
С момента появления на свет человек считался наделенным дыханием тын и жизненной силой кут. Представления о различных субстанциях «души», жизненной силы, посмертных сущностей в целом аналогичны таковым на всем Саяно-Алтае.
Осн. действующее лицо в шаманстве кам, шаман. Шаманы-мужчины камлали в обыкновенной одежде, но обязательно в платке. Бубен с неантропоморфной рукоятью (марс), со стандартной раскраской лицевой стороны шаман получал, как правило, от хозяина горы Мустаг либо от Ульгеня или Эрлика. Существовало представление об обязательности нек-рых особенностей в физическом облике («отметка Ульгеня») будущих шаманов.
При значительном сохранении традиционных верований к нач. этого столетия большинство шорцев офиц. считались правосл. На сев. Шории распространены престольные праздники. «Главным богом» считался св. Николай Чудотворец.
В совр. религ. жизни шорцев по-прежнему сильно влияние православия. У сельских жителей и части пожилых горожан сохраняются представления о горных и речных хозяевах. До нач. 1980-х гг. на юге Шории практиковали шаманы и шаманки.
Попытки части интеллигенции «создать свою религию» по образцу алтайского «бурханизма» или хакасского «Ах Чаян» пока остаются лишь проектами. Сведений о неошаманизме нет.