СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
метод познания, не допускающий противоречий с догматом. В Средние века в качестве такого догмата выступали тексты Библии, а также Платона и Аристотеля (см.). Научному анализу ставятся определенные пределы. Обычно С. м. содержал стадии этимологического, семантического, концептуального и спекулятивного анализа. На стадии этимологического анализа обсуждалось происхождение слов, их значения. Семантический анализ, особенно если это касалось священных текстов, был нацелен на морализирование. Концептуальный анализ предполагал выяснение хода мыслей авторов произведений. На спекулятивной стадии выяснялись следствия из усвоенного, проводилась систематизация знания. С. м. часто характеризуют исключительно в негативных тонах. Разумеется, такого рода критика несостоятельна. И в Средние века были получены важнейшие результаты, особенно в области логики. Удивительным образом С. м. приводил к положительным результатам даже тогда, когда их было трудно ожидать. Как-то мы читали отчет о средневековом диспуте, на котором устанавливалось число чертей, способных поместиться на острие иглы. Некоторые диспутанты высказывали интересные мысли... о структуре пространства. В наши дни также не обходится без схоластики, в частности тогда, когда непререкаемым считается мнение руководителя научной школы. В советские годы искусственно сдерживалось развитие философии и общественных наук. Разрешалась незначительная критика в адрес Ф. Энгельса, но не в адрес К. Маркса (см.) и особенно В.И. Ленина.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
СХОЛАСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
основное достижение средневековой науки, в основе которого лежала логика Аристотеля с ее категориями и процедурами и книга как основной инструмент познания, которая легла в основу распространения письменной культуры (и, прежде всего, обретения письменным текстом новой функции – функции письменного доказательства). Постепенно совершается процесс десокрализации книги. Формирование схоластической книги – длительный исторический процесс, который начинается с университетских лекций, от лекций переходит к вопросам, а от вопросов – к диспутам. Практика вопросов и ответов существовала и раньше, но схоласты расширили ее границы: первоначально разрабатывалась тематика, которая предполагала диспут, но в противовес аргументированным ссылкам на авторитет особую роль приобретало логическое обоснование аргументов, после чего следовало заключение преподавателя. Данный метод вел к осознанию учащимся его интеллектуальной ответственности. Диспут помогал осознавать и принимать возможность существования разных методов и более гибко обращаться с авторитетами. Особую роль начали играть систематизации, точность смысла, определенность понятий и приемы запоминания. Схоластический метод способствовал развитию самосознания, совершенствовал нормы логического мышления. Таким образом, были заложены теоретические основы математической логики. Разработана теория логических парадоксов, высказываний, логических следований, что привело к становлению европейского стиля мышления и разработке категориального аппарата науки.
Источник: Философия науки и техники: словарь