Родился 3 мая 1951 г. в Москве. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1974). В 1974-1986 сотрудник Института востоковедения АН СССР. С 1986 г. ст.н.с., в.н.с., гл.н.с., с 2005 г. заведующий сектором философии религии Института философии РАН. С 2003 заведующий кафедрой метафизики и сравнительной теологии философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук. В 2010-2011 гг. заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, с 2014 г. проф. богословского факультета СвятоТихоновского православного гуманитарного университета. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию «Источниковедческие проблемы изучения истории санкхьи (древнейший период)». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию «Историко-философский процесс в Индии: начальный период». С 2006 г. отв. ред. альманаха «Философия религии». Осуществил переводы текстов индийской философии шраманского периода (сер. I тыс. до н.э.), текстов философии санкхьи («Санкхья-карика» и «Санкхья-сутры») и ньяи («Ньяясутры»). Специалист по истории философии, философской компарати вистике, аксиологии, агатологии, философии религии, философской теологии. Обосновал новую периодизацию истории индийской философии исходя из развития процедур теоретической рефлексии в виде критики суждений (диалектика) и систематизации мировоззренческих понятий (аналитика), вследствие чего она не начинается ни с гимнов Вед, ни даже с диалогов Упанишад. Классифицировал индийские категориальные системы и типы философского комментария. Им проакцентрован как доминантный полемический этос индийского философствования, продемонстрированный на примере индийского многочленного силлогизма, «лишние члены» которого (в сравнении с силлогизмом аристотелевским) осмысляются в контексте диалога пропонента, оппонента и аудитории.
Основные публикации Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.). М., 1988; Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994; Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мищра. М., 1997; Первые философы Индии. М., 1997; Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998; Ньяясутры. Ньяя-бхашья. М., 2001; Теология. М., 2002; Школы индийской философии. Период формирования (IV вв. до н. э. – II в. н. э.). М., 2004; Стратификации реальности в онтологии адвайтаведанты. М., 2004; Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006; Индийская философия: шраманский период (сер. I тыс. до н. э.). СПб, 2007; Введение в философию религии. М., 2010; Философия религии и её исторические формы (античность – конец XVIII в.). М., 2010; Агатология: история и современность. М., 2014.
ШОХИН Владимир Кириллович
ШОХИН Владимир Кириллович
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ШОХИН Владимир Кириллович
(р. 3.5.1951) — спец. в обл. ист. филос, филос. компаративистики, онтологии, аксиологии, филос. религии; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1974). В 1974-86 - сотр. Ин-та востоковедения АН СССР. С 1986 — ст. н. с, с 1997 — гл. н. с. ИФ РАН (прежнее название — ИФ РАН), с 2003 — зав. кафедрой метафизики и сравнительной теологии филос. ф-та Гос. ун-та гуманит. наук, с 2005 — зав. сектором философии религии ИФ РАН. Докт. дисс. — «Историко-философский процесс в Индии: начальный период» (1991). В трудах Ш. дана новая (в сравнении с предыдущей историко-филос. индологией) периодизация истории инд. филос. (на основании развития методов теор. рефлексии и институционального принципа — «школьной истории») и написана актуальная история ее начального и ранних периодов на базе санскритских и палийских первоисточников и на основании общей концепции филос. как теор. рефлексии, реализующейся в критике суждений (диалектика) и систематизации понятий (аналитика), применяемых в иссл. сущего, познания и целей человеческого существования. Поскольку для определения границ философии в любой культуре существенно важно не только то, что излагается в соответствующих мировоззренч. текстах, но и как это делается, начало инд. филос. соотносится не с космогоническими гимнами Вед и даже не с эзотерическими спекуляциями Упанишад (как считается принятым в индологии), но лишь с середины I тысячелетия до н. э. (шраманский период), возникновением pro и contra в инд. культуре, взаимооппозицией «диссентеров» и «традиционалистов», появлением эристики и софистики. Ш. выступает с различением двух типов онтологии, исходя из нетождественности понятий бытия и реальности как двух «равноправных» (в оппозиции Гуссерлю и Хайдеггеру) измерений сущего на основании сопоставления онтол. вертикалей. В «онтологии бытия» (она же — нетрансцендентальная) иерархизация рангов сущего (классический пример — «пирамида» Порфирия, вершину к-рой составляет высшие роды бытия, подножие — низшие виды) осуществляется при оставлении за скобками самого познающего субъекта, в «онтологии реальности» (она же — трансцендентальная) стратификация его уровней (классический пример — кантовское различение вещи в себе, объектов обычного и иллюзорного опыта) организуется по отношению к субъекту и потому с необходимостью учитывает и многообразие имагинативных объектов (типа худож. образов, золотой горы, круглого квадрата и т. д.), для первой онтологии значения не имеющих. В обл. наук о религии и «наук о духе» Ш. настаивает на четком различении философии религии и философской теологии (к-рые также все чаще «сливаются» в аналитической и континентальной традиции).
Соч.: Древняя Индия в культуре Руси. М., 1988; Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994; Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995; Сутры философии санкхьи: «Таттва-самаса», «Крама-дипика», «Санкхья-сутра», «Санкхья-сутры», «Санкхьясутра-вритти». М., 1997; Первые философы Индии. М., 1997; Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998; Два типа этических концепций // Альфа и Омега. 1999. № 22, 2000. № 23; «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник - 99. М., 2000; Статьи в НФЭ: В 4 т. М., 2000-2001 (более 130 статей); Ньяя-сутра. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, перевод с санскрита, комментарий. М., 2001; Теология. Введение в богословские дисциплины. М., 2002; Школы индийской философии: Период формирования (IV вв. до н. э. — II в. н. э.). М., 2004; Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004; Индийская философия: Начальный период. М., 2006; Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006; Vol. 22; статьи: Абхидхармические тексты, Агатология, Веданта сутра, Веды, Вивекананда, Джайнский канон, Индийская философия, Йога сутра, Нирвана и др. (всего 54 статьи) // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006.
Соч.: Древняя Индия в культуре Руси. М., 1988; Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994; Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995; Сутры философии санкхьи: «Таттва-самаса», «Крама-дипика», «Санкхья-сутра», «Санкхья-сутры», «Санкхьясутра-вритти». М., 1997; Первые философы Индии. М., 1997; Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998; Два типа этических концепций // Альфа и Омега. 1999. № 22, 2000. № 23; «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник - 99. М., 2000; Статьи в НФЭ: В 4 т. М., 2000-2001 (более 130 статей); Ньяя-сутра. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, перевод с санскрита, комментарий. М., 2001; Теология. Введение в богословские дисциплины. М., 2002; Школы индийской философии: Период формирования (IV вв. до н. э. — II в. н. э.). М., 2004; Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004; Индийская философия: Начальный период. М., 2006; Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006; Vol. 22; статьи: Абхидхармические тексты, Агатология, Веданта сутра, Веды, Вивекананда, Джайнский канон, Индийская философия, Йога сутра, Нирвана и др. (всего 54 статьи) // Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009