ШЛИК Мориц

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Шлик Мориц
 (1882—1936) — австр. философ и физик, один из лидеров логического позитивизма, основатель Венского кружка. Как физик, занимался вопросами теоретической оптики, выступил одним из первых интерпретаторов теории относительности (1917). В книге «Всеобщая теория познания» (1918) сформулировал идеи, позднее подхваченные логическим позитивизмом, в частности учение об аналитической природе логики и математики и принцип верифицируемости. Помимо отстаивания общей концепции логического позитивизма («Позитивизм и реализм», 1932) пытался с идеалистических позиций анализировать специальные проблемы философии (пространство и время, причинность, вероятность) и этики (значение моральных суждений, свобода води). Выдвинул антинаучную теорию о «невыразимости содержания», согласно к-рой «непосредственный опыт», являющийся содержанием наших знаний, не может быть сообщен др. лицу. По Ш., выражаемы в языке и передаваемы только «структурные отношения опыта». Критиковал конвенционализм Карнапа и Нейрата.

Источник: Философский словарь. 1963

ШЛИК Мориц
14. 4. 1882, Берлин, - 22. 6. 1936, Вена), австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка. Филос. концепция Ш. - «последовательный эмпиризм», к к-рому он пришел, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. данного» - чувств. переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувств. опыта, повторяемость в нем порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы природы для него - формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

Источник: Советский философский словарь

ШЛИК Мориц
философ; p. 14.4. 1882 (Берлин) — ум. 22. 6. 1936 (Вена, убит); профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931—1932 — в Беркли (Калифорнийский университет); основатель Венского кружка (см. Неопозитивизм); представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Карнапа и Витгенштейна, разрабатывал главным образом проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии — логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, материи, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Осн. соч.: Lebensweisheit, 1908; Raum und Zeit in der gegenwärtigen Physik, 1917; Allgemeine Erkenntnislehre, 1928; Fragen der Ethik, 1930; Les éconcés scientifiques et la réalité du mode extérieur, 1934; Gesammelte Aufsätze, 1938; Kultur und Natur, 1952; Aphorismen, 1962; Problems of Ethics, 1962, нем. изд. 1984; Philosophical Papers, 2 vol., 1978—1979.
E. T. Gadol. Rationality and Science. Wien, 1982; R. Haller. S. und Neurath — Symposion, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШЛИК МОРИЦ
1882-1936) – австрийский философ и физик-теоретик, организатор и руководитель Венского кружка, один из лидеров логического позитивизма. К своей  философской  концепции – «последовательный эмпиризм» – он пришел  под  влиянием Карнапа  и  Витгенштейна. Он  исходит  из  чувственных данных, чувственных переживаний познающего субъекта. В знании  передаются только структурные отношения чувственного опыта. Рациональные истины имеют чисто  аналитический характер и не дают возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Познание сущности бытия бессмысленно. Законы природы – формальные правила, которые определяются синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Шлик одним из первых сформулировал принцип верификации:  сведение утверждения к определенному факту, подтвержденному наблюдением или опытом, которые только и определяют истинность научных утверждений. Философия – не наука (не система познания), а деятельность, позволяющая определить значение утверждений, истинность которых определяет наука (при этом значение отождествляется со способом его проверки, т.е. с методом верификации). Шлик выдвигает теорию «невыразимости содержания» наших знаний. Утверждение об источнике содержания знаний не тождественны  записанным «протокольным предложениям», хотя и являются причиной их образования. Утверждения, наблюдения в процессе научного познания выполняют функцию констатаций, т.е. подкрепление гипотез, их  верификацию и указывают на завершенность данного этапа познания. Шлик доказывает аналитический характер логических и математических высказываний и утверждает, что они не имеют никакого отношения к знанию  о  мире. Он занимался анализом пространства и времени,  причинности,  вероятности  с  точки  зрения  философии  науки.  Шлик подверг критике конвенционализм Р. Карнапа в дискуссии Венского кружка.

Источник: Философия науки и техники: словарь

ШЛИК Мориц
(1882- - 1936) - австрийский философ и физик, организатор и руководитель Венского кружка, один из лидеров логического позитивизма. Для Шпика важен вопрос не о применении математической логики к сфере философии, а вопрос о самой природе логики. Всякое знание, по Шлику, является знанием лишь в силу его формы, через которую репрезентируется познанный факт. Но сама форма не подлежит репрезентации. Посредством акта верификации, т. е. сведения утверждения к определенному факту, подтвержденному наблюдением или опытом, определяется истинность научных утверждений. Философия же - это не наука, т. е. система познания, а деятельность, позволяющая обнаруживать ИЛИ определять значения утверждений. Философия есть деятельность по установлению значения выражений, истинность которых определяет наука. При этом значение отождествляется со способом его проверки, т. е. методом верификации. Шлик выдвинул теорию о «невыразимости содержания» наших знаний. Утверждения о «непосредственно воспринятом» (источнике содержания знаний), по Шлику, не тождественны записанным «протокольным предложениям», хотя и являются причинами их образования. Утверждения о «непосредственно данном», или утверждения наблюдения, выполняют в процессе научного познания функцию «констатаций», т.е. подкрепления гипотез, их верификацию, а также указывают на завершенность данного этапа познания. Наука не покоится на этих утверждениях, но ведет к ним; они, в свою очередь, указывают; что наука делает это правильно. В реальности - это абсолютно фиксированные точки, которые не могут быть записаны, т.е. сообщены другому лицу. Важной частью учения Шпика является положение об аналитическом характере логических и математических высказываний, которые не имеют никакого отношения к знанию о мире. Шлик подвергал критике конвенционализм Р. Карнапа в дискуссии Венского кружка по протокольным предложениям.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ШЛИК Мориц

(14 апр. 1882 – 22 июня 1936) – австр. философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Проф. философии и физики в ун-тах Ростока (1917–20), Киля (1921–22), Вены (1922–36), в Калифорнийском ун-те (1931–32). Филос. концепция III., к к-рой он пришел, отказавшись – под сильным влиянием Карнапа и Витгенштейна – от критического реализма, крайне противоречива, хотя сам он называл ее "последовательным эмпиризмом". С одной стороны, особенно в работах по филос. проблемам естествознания, в частности физики (см. его "Der Kaum und Zeit in der gegenw?rtigen Physik", В., 1917), он критикует т. зр., согласно к-рой понятия науки о реальных, но неощущаемых объектах являются просто удобными фикциями. С др. стороны, считая первоочередной задачей "... выяснить, что означает приписывание вещи реального существования в жизни или науке..." ("Positivismus und Realismus", см. "Erkenntnis", 1932, Bd 3, H. 1, S. 25), Ш. осн. понятием своей концепции выбирает понятие "чувственного данного" – чувственного п е р е ж и в а н и я отд. познающей личности, не передаваемого др. познающим субъектам. В знании передаются лишь структурные отношения опыта, повторяемость порядка в нем. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитич. характер, они суть тавтологии (в понимании Витгенштейна), не дающие никакого способа "проникнуть" в неощущаемую реальность. Отсюда вытекает утверждение Ш. о бессмысленности проблемы "познать собственную сущность бытия"; законы природы для Ш. – это формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Эмпиризм в эстетике и этике привел Ш. к утверждению: бессмысленно говорить об абс. Ценностях – только фактически существующие оценочные способы поведения могут составлять предмет исследования. Ш. одним из первых сформулировал верифицируемости принцип как критерий научной осмысленности, много занимался применением своей общей филос. концепции к спец. проблемам философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности, жизни и др.). Соч.: ?ber die Reflexion des Lichtes in einer inhomogenen Schicht, В., 1904 (Diss.); Allgemeine Erkenntnislehre, 2 Aufl., В., 1925; Fragen der Ethik, W., 1930 (англ. изд. – Problems of Ethics, N. Y., 1939); Les ?conc?s scientifique et la r?alit? du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Aufs?tze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952. Лит.: Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365–69; Nеurath О., Le d?velopement du cercle de Vienne et l´avenir de l´empirisme logique, P., 1935; Kraft V., Der Wiener Kreis und der Ursprung des Neopositivismus, W., 1950. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШЛИК Мориц

(1882— 1936) — нем.-австр. физик, логик и философ; основатель и лидер Венского логич. кружка (см. Венский кружок). Получил ест.-науч. и матем. образование в ун-тах Гейдельберга, Лозанны и Берлина; также изучал психологию в ун-те Цюриха. Защитил докт. дис. по физике под руководством М.Планка в Берлинском ун-те (1904). Проф. Ростокского и Кильского ун-тов (1921), затем — проф. Венского ун-та по каф. истории и теории индуктивных наук (с 1922 г.), основанной Э.Махом. В 1931—32 гг. выступал как экстраординарный проф. ун-та Беркли в США с циклом лекций о состоянии и перспективах развития совр. естествознания. К 1924 г. Ш. объединил вокруг себя группу ученых, публицистов и обществ. деятелей, ставшую ядром Венского кружка и интеллектуальным центром логического позитивизма. В 1926 г. это сообщество получило статус науч. лаборатории Венского ун-та и было официально распущено в 1936 г. после гибели Ш., крый был убит (застрелен) 22 июня 1936 г. на парадной лестнице ун-та. Убийца Ш., приговоренный к пожизненному заключению, после присоединения Австрии к нацистской Германии (1938) был оправдан и освобожден как «защитник арийских идеалов против засилья иудейской лженауки» (большинство чл. Венского кружка были евреями). Осн. соч.: «Пространство и время в современной физике» (1917), «Всеобщая теория познания» (1918), «Гельмгольц как физик, психолог и философ» (совм. с М.Рубнером и Е.Варбургом; 1922), «Вопросы этики» (1930), «Позитивизм и реализм» (1932), «Природа и культура» (англ. изд. 1952 г.). Основу филос. взглядов Ш. составляет идея приоритета эмпирич. знания над теор. построениями и, как следствие, требование верификации не только конкретных науч. положений и концепций, но и самих теор.-методол. оснований науки в целом. В отличие от Карнапа и Нейрата, Ш. полагал пределом верификации не столько физически явный и удостоверенный повторными наблюдениями «чистый чувственный опыт», сколько принципиальную возможность выражения результатов этого опыта в «протокольном языке» строгой науки (т.е. предельный критерий оценки достоверности к.-л. высказывания — сама возможность такой оценки). Напр., утверждение «На Марсе существует жизнь» (равно, как и противоположное ему) подлежит верификации, поск. оно вообще логически непротиворечиво; а утверждение «У квадрата есть радиус» заведомо неверифицируемо, т.к. употребляемые в нем понятия логически не связаны. В этом плане Ш. фактически воспроизвел феноменализм Маха в контексте неклассич. (релятивистской) науки и тем самым во многом предопределил кризис «чистого» логич. позитивизма в его ранней форме. Тем не менее идеи и работы Ш. оказали существенное воздействие на становление совр. науковедения не только как проблематизирующий стимул, но и в силу того, что он одним из первых обратился к проблеме этики научной. Лит.: Карнап Р., Нейрат О., Хан Х. Научное миропонимание. М., 2003. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ШЛИК Мориц
14 апреля 1882, Берлин — 22 июня 1936, Вена) — австрийский философ, один из лидеров логического эмпиризма, основатель Венского кружка (1924). Изучал естественные науки и математику в университетах Гейдельберга, Лозанны и Берлина, психологию в Цюрихском университете. Защитил докторскую диссертацию по физике (Берлинский университет) под руководством М. Планка. Профессор Кильского университета (1921), Венского университета (1922), где стал преемником Э. Маха, возглавив кафедру истории и теории индуктивных наук. С 1926 был связан с Л. Витгеншгейном, который оказал на него существенное влияние. Был приглашен в качестве лектора в Стэнфордский университет и университет г. Беркли (США). Трагическая гибель Шлика от рук убийцы-фанатика положила конец официальному существованию Венского кружка.
Лейтмотив философских взглядов Шлика — безусловный ценностный приоритет эмпирического знания, идея необходимости эмпирического обоснования науки. Задача философии состоит в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании тех способов, какими в научном познании осуществляется связь между понятиями и фактами. Научные теории — логические системы, позволяющие систематизировать факты и выводить их в качестве следствий из принимаемых посылок (аксиом, постулатов). Теоретические выводы без эмпирической интерпретации представляют собой совокупности аналитических суждений и потому тавтологичны (не несут никакой информации); эмпирический смысл сообщается им лишь в том случае, если они в принципе могут быть проверены опытом (верифицированы). Шлик полагал пределом верификации ее логическую возможность (напр., проверка высказывания «На Марсе есть жизнь» логически возможна, тогда как проверка высказывания «Существует круглый квадрат» невозможна, так как оно логически противоречиво). Такое отождествление эмпирической осмысленности и принципиальной верифицируемости ослабляло критику метафизических (непроверяемых) суждений (как научно неосмысленных), поскольку критерии «логической возможности» опытных проверок не были четко определены. Напр., согласно Шлику, нет логического противоречия в том, чтобы считать опытной проверкой суждения о существовании сверхприродных существ «мистическое видение», в котором такие существа «являются» субъекту Законы науки (универсальные суждения) также не могут быть в полной мере верифицированы; поэтому они трактуются как гипотезы, претендующие на определенную вероятность, как «правила» образования единичных суждений, допускающих верификацию. Однако такое понимание законов ставило под сомнение их осмысленность как научных высказываний. Процедуру верификации Шлик трактовал феноменалистически, т. е. как формулировку предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта в непосредственном опыте. Вместе с тем Шлик пытался сохранить позицию реализма по отношению к теоретическим (ненаблюдаемым) объектам: микрочастицам, полям, зарядам и т. д., утверждая, что суждения, в которых фигурируют такие термины, подразумевают правила их применения к действительности, а сами эти объекты существуют реально и не являются лишь «фикциями». Однако реалистическая установка не была внутренне согласована с верификационизмом и феноменализмом в рамках гносеологических воззрений Шлика. Любой объект познания (как наблюдаемый, так и ненаблюдаемый) конструируется познающим субъектом, поэтому существование объектов «самих-по-себе» (аналог кантовской «вещи-в-себе») является метафизической псевдопроблемой. Иименно в отказе от псевдопроблем, вызывающих бесконечные и бесплодные споры, заключен позитивный «поворот в философии», к которому призывал Шлик.
Принципы эмпирического обоснования были распространены Шликом на философию естествознания (где им были сформулированы проблемы научной осмысленности пространственно-временных суждений в физике) и на сферу этики, где его больше всего интересовала проблема свободного, т. е. не вынужденного определенными законами, поведения. Модус поведения не выводится как логическое следствие из «законов природы», а вызывается свободной волей (желанием или нежеланием поступать так-то и так-то); поэтому лишь свободный поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный. Наиболее очевидным свидетельством того, что свободное поведение вообще возможно, является игра и чувство радости, вызываемое ею.
Соч.: Raum und Zeit in der modernen Physik. B., 1917; Allgemeine Erkenntnislehre. B., 1918; Helmgoltz als Physiker, Physiologe und Philosoph (COBM. с M. Rubner, E. Warburg). Karlsruhe, 1922; Vbm Sinn des Lebens. Erlangen, 1927; Fragen der Ethik. W, 1930; Les Enonces scientifiques et la realite du monde exterieure. P., 1934; Sur le fondement de la connaissance. P., 1935; Gesammelte Aufsatze. W, 1938; Gesetz, Kausalitat und Wahrscheinlichkeit. W, 1948; Grundzuge der Naturphilosophie. W., 1948; Natur und Kultur. W, 1952; Philosophical Papers, v. l— 2. Dordrecht etc., 1979; Die Probleme der Philosophie in ihrem Zusammenhang. Hamb., 1986; Поворот в философии,— В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993, с. 28—33; О фундаменте познания.— Там же, с. 33—50.
В. Н. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия