Школа виджнянавада
Школа виджнянавада
«Учение о сознании». Другое название — йогачара. Оно подчеркивает, что учение школы основано на логической практике, работе с собственным сознанием, результаты которой обобщаются и интерпретируются. Допускают, что было две тесно сотрудничающие школы. Третье название — дхармалакшана — подчеркивает, что учение опирается на теорию дхарм и исследование их признаков (лакшана). Школа основана Майтрейей после III в. Адептами виджнянавады были великие буддийские учителя братья Асанга и Васубандху, Ашвагхоша, написавший биографию Будды, плеяда блестящих логиков: Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара и др. В школе была разработана модель восьми един ого сознания (астаявиджняна). Согласно учению Будды, человек воспринимает мир как комбинацию вспышек дхарм, неразличимых сознанием на обычном уровне. Но и само сознание — вспышки дхарм. Существуют особые дхармы сознания. Виджнянавада исследует формы сознания. Его высшая форма — сознание-сокровищница (алая-виджняна, алая) — аспект абсолюта (татхата), загрязненный, омраченный аффектами (клеша). Из-за аффектов происходит возбуждение дхарм, возникают иллюзорные образы, участвующие в процессе дальнейшего творения. Мыслеформы становятся содержанием сознания. Переход в состояние просветления и нирваны происходит при очищении всего поля алаи от следов, семян аффектов и прекращении их притока. Для этого адепт прекращает кармическую деятельность, отказывается от волевых поступков, слов и помыслов. Он совершает только спонтанные действия и сохраняет интуитивное мышление при установке на уничтожение любых аффектов и их семян, появляющихся в поле индивидуального сознания. Созерцая его, адепт приходит к просветлению, видит истинную реальность и постигает сущностное единство мира. Сознание воспринимает самое себя как чистое сознание. Сохраняется только это осознавание (виджняпти-матра). Состояние считается наивысшим (нирвана, татхата, абсолют). Оно рассматривается как истинная, конечная, трансцендентная (паринишпанна) реальность. Восприятие имеет относительный (паратантра) характер. Дхармы на этом уровне выступают только как импульсы единого чистого сознания. Результаты интроспективных исследований требовали использования новых средств выражения, описания и разработки новой, более совершенной логики. Несколько поколений виджнянавадинов работали над этими проблемами и создали буддийскую логику (хету, хетувидья), связанную с процессами восприятия, познания и называемую эпистемологической. Наследие школы считается еще недостаточно изученным. Виджняна-вада ввела представление о трех поворотах колеса учения (дхарма-чакра-правартана, дхамма чакка паваттана). Первым поворотом считается проповедь Будды Шакьямуни о четырех благородных истинах. Вторым — появление сутр праджняпарамиты и учения мадхьямики. Третьим — учение виджнянавады. Идея о трех поворотах» казалась привлекательной, некоторые школы третьим поворотом называют собственное учение.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003