Школа хоссо
Школа хоссо
(яп. хоссо сю). Основана монахом Досё (629—700). Опирается на учение индийской школы виджнянавада (йогачара) и китайской школы фасян (вэйши). В учении о трех видах дхарм (яп. хо) рассматриваются дхармы сознания (яп. синно хо), психики, психических процессов (яп. синдзё хо) и чувственных восприятий (яп. сики хо). Они различаются только на низшем уровне видения мира. На уровне высшей абсолютной истины все дхармы одинаковы и не имеют собственной природы. Согласно учению, сознание проявляется как простая мысль (яп. син), как разум, мышление (яп. и) как высшее сознание (яп. сики), имеющее две формы. Мановиджняна (яп. мана-сики) обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, оно создает обобщенные образы и концепции. Алаявиджняна (яп. арая, арая-сики, ходзо-сики) содержит семена (яп. сюдзи) дхарм, подверженных бытию. Семена находятся в скрытом, латентном, состоянии, но мана-сики активизирует их, вызывая образ иллюзорного мира. Возникающие при этом новые семена направляются в араю как в сознание-сокровищницу. Универсальные семена, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливают возникновение одинаковых образов (ландшафта, явлений природы и т.п.). Индивидуальные семена вызывают индивидуальные представления. Совокупное сознание одновременно содержит в себе причину и следствие. Утверждается, что абсолют — это только сознание, чистое сознание, в котором присутствуют все потенции мира. Задача адепта — ограничение дискурсивного мышления, переход на интуитивный способ мышления, подавление процесса активизации семян, угашение волнения дхарм и прекращение новых рождений. Все живые существа различаются по степени их близости к освобождению. Школа существует в современной Японии.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003