Шиваизм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шиваизм
Индуистский культ, в основе которого лежит поклонение Шиве и/или его Шакти (супруге). Включает многочисленные секты — как тантрические, так и нетантрические.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

Шиваизм
одно из двух главных (наряду с вишнуизмом) течений в индуизме, распространенное в основном в Южной и Восточной Индии. Шиваисты почитают Шиву как высшего всемогущего бога.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Шиваизм
почитание Шивы в индуизме. Культ Шивы уходит своими корнями ко временам Индусской долины - цивилизации, существовавшей до прихода арийцев. С позиций классического индуизма выделяют две формы шиваизма. Первая изменила идеологию индуизма, обратившись к монизму Санкары и Веданты, которые также были положены в основу развития чтантристской традиции. Вторым значительным направлением шиваизма стала Тамильская версия, заостряющая внимание на бхакти и дуалистическом монотеизме.

Источник: Новые религиозные движения.

ШИВАИЗМ
направление индуизма, в котором в качестве абсолютного Бога почитается Шива. Многие современные ученые и сами шиваиты прослеживают истоки Ш. до Протоиндийской цивилизации: на одной из обнаруженных печатей изображен бог, напоминающий Шиву. Ш. имеет, с одной стороны, местное происхождение (у племен на востоке и северо-западе Индии), а с другой — происходит из культа ведического бога Рудры. С начала нашей эры Ш. получил большое развитие на юге страны, в Тамилнаде, где Шива прославляется в стихах поэтов-бхактов (наянаров). Главным оплотом Ш. по сей день остается юг Индии. Ш. родствен шактизму, и в практиках и идеях они имеют много схожих черт. Некоторые школы Ш. в реальности находятся на стыке Ш. и шактизма (например, капалика, агхора). На популярном уровне Ш. представляет собой форму почитания Бога-Отца. С самого своего возникновения Ш. соперничает с вишнуизмом. Традиционно в Ш. выделяют шесть школ. Одна из самых ранних — пашупата, с которой связаны капалика, каламукха, позже агхора. Другие важные направления Ш. — шайва-сиддханта (букв, «система шиваизма», развивается на юге Индии), натха лингаятоу трика и шайва-адвайта (недуальный шиваизм) Шрикантхи (XI в.). Корпус священных текстов Ш. состоит из 28 агам; кроме того, в каждой традиции Ш. имеются и собственные авторитетные сочинения. Характерным элементом шиваитского богослужения является поклонение лингаму символу безличной универсальной жизненной силы. Большую роль в Ш. играют практики йоги, аскетизм, магия, преданное служение (бхахти). Все формы постклассической йоги развивались именно в русле Ш. Отличительная черта последователей Ш. — наносимая на лоб трипундра (три горизонтальные полосы с кружком посредине). В практике и в атрибутике Ш. используются также такие символы, как свастика, четки из рудракши (священное дерево Ш.), трезубец и другие.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ШИВАИЗМ

        условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендарно-мифологич. персонажей: это его супруга-шякти — Парвати; сыновья Ганеша и Карттикея (он же Сканда, Субрахманья и др.), а также на юге — Аиянар; святые подвижники — шиваиты, наянары, и т. п. Т. обр., понятие Ш. включает в себя нек-рый набор опред. течений, или ветвей (сект): это лингаяты, пашупаты, шактисты (адепты шакти), капалики и др. История Ш. в Индии древняя и многосложная. Как определенная форма индуизма (в противоположность вишнуизму) Ш. оформился в эпоху раннего средневековья. В разл. историч. периоды разные ветви Ш. имели распространение у разных народов Индии. Так, в Ориссе "пик" Ш. приходился на X в.; в Андхре в XII в. особое развитие получило течение шиваитского бхакти.
        "Цитаделью" Ш. считается Юж. Индия. В Бихаре шактизм сочетается с поклонением самому Шиве, а в Бенгалии ревностное поклонение Кали уживается с вишнуизмом, тогда как в Гуджарате слабо распространен культ Дурги, но обнаруживается немало почитателей Шивы. Шиваиты-каннада — преимуществ, лингаяты (вирашайва), а малая ли почитают гл. обр. Ганешу. В Махараштре культ этого бога популярен как среди шиваитов, так и среди вишнуитов; Шиву здесь почитают более всего под именем Шанкары, но больше распространено поклонение Витхобе, в к-ром сочетаются черты и Шивы и Вишну. Вообще, хотя наблюдаются различия в ритуальнообрядовых формах культов этих богов (ср. присущие Ш. институт дэвадаси, кровавые жертвы Кали и т. п.), в их мифологии, функциях, традициях праздников обнаруживается мн. общего. Ш. нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в этнической периферии. См. также ИНДУИЗМ В ШРИ ЛАНКЕ, ИНДУИЗМ В НЕПАЛЕ, Индуизм в Ю.-в. Азии. Богаты литературная и иконографич. традиции Ш; с Ш. связаны различные виды традиц. искусства, в части, скульптура и театр.
Н. Краснодембская

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ШИВАИЗМ
инд. религия послеведийского периода, сложившаяся на почве культа бога Шивы – одного из двух осн. божеств (см. Индуизм). Ш. возник, вероятно, одновременно с вишнуизмом, в нач. 1-го тысячелетия до н.э. Ранние религ.-филос. представления Ш. отразились в нек-рых частях Махабхараты, нек-рых Упанишадах и позднее в т.н. шиваитских пуранах. Историч. корни Ш. неясны. В ранних своих формах Ш. представляется связанным с примитивно-гор. формами оседлости древнейших местных племен. До периода создания "Махабхараты" и "Рамаяны" Ш. дошел уже в сильно брахманизированном виде, однако в ряде своих черт он принципиально отличается от культов осн. ведийских божеств. Это проявляется как в чертах зримого облика Шивы и связанных с ним символов, так и в мифология, интерпретации этих черт в культе и в обрядах последователей Ш. Атрибуты Шивы относились большей частью к почвенной стихии (в отличие, напр., от водной и солнечной стихии Вишну или атмосферной стихии Индры). В раннесредневековых шиваитских пуранах и агамах Шива определенно противопоставляется Брахме и Вишну как бог разрушения (изображаемого как самое священное), конца Вселенной – богам ее сотворения и сохранения. Одним из популярнейших образов Шивы был образ танцора, основным местом пляски была поляна, где сжигали трупы, и танцор представлялся измазанным в пепле, символизировавшем магич. порождение Шивой манифестации (vibhuti) мира и всех существ и вещей. В глубокой древности осн. веществ, символом Шивы было изображение (чаще всего скульптурное) линги (lingam), мужского полового члена Шивы, символизирующего прежде всего творческую мощь Шивы и воплощающего позитивный аспект мифа о нем как об активном, одухотворяющем начале вселенной (противопоставленном позднее пассивному, материальному женскому началу – природе, к-рое олицетворялось в образе супруги Шивы – Кали, Парвати (или Умы), и с развитием индуизма стало самостоят. элементом культа; с этим связано, по-видимому, возникновение тантризма). Др. аспект этого символа заключается в том, что, будучи чувственно-конкретным образом, линга воплощала в себе вместе с тем полный отрыв изображения от изображаемого, поскольку символизировала собой все (позднейшие значения слова "линга" – "знак", "абстракция", "тонкое", "не-материальное"). Этот символ использовался прежде всего не в обрядовых, а в медитационных целях как гл. объект йогического сосредоточения сознания (самадхи). Йогический и сексуальный моменты Ш. позднее получили развитие в сектах шиваитского тантризма – шакте, лингаяте и т.д. Йогич. практика и осн. концепция Ш. – учение о манифестации, майе, были обобщены в соч. Шанкары. Чисто шиваитские священные тексты, агамы, выделяются в особый неведийский комплекс. На базе их с 10 в. н.э. вырастает философия шайва-сиддханты, формальными основателями к-рой считаются жившие в 12 в. тамильские отшельники Мейкандар, автор сутр "Сива-ньяка-подам", и Арунаидитевф, написавший комментарий на эти сутры. В основе шайва-сиддханты лежит идея о том, что в мире существуют три сущности (падартхи): "хозяин душ" (Пашупати) – Шива, выступающий как все женское, мужское и не имеющее рода (соответственно его имя имеет в санскрите 3 родовых окончания), пашу – "скот", т.е. пасомые им души живых существ, и паша – "путы", т.е. связывающие душу оковы материального существования. Согласно агамам, закон кармы не действует автоматически. Всякое освобождение души возможно лишь по воле и милости Шивы, поэтому поведение адепта не играет особенной роли и главное для него – это его личная преданность и любовь к Шиве, стоящая неизмеримо выше всех правил поведения и законов природы. Традиция шайвы-сиддханты продолжается в наст. время в шиваитских монастырях, а также в ряде учебных центров южной Индии (штат Тамилнад) и сев. Цейлона. Лит.: Барт ?., Религия Индии, пер. под ред. С. Трубецкого, М., 1897: Радхакришиан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; Whitеhead ?., The village gods of South India, 2 ed., Calc, 1921 (The religious life of India); The cultural heritage of India, v. 4, Calc, [1956]; Mahadevan T. M. P., The idea of god in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955; God in Saiva-Siddhanta, Annamalai, 1955. А. Пятигорский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ

    индийская недуаяистическая религиозно-философская система, основанная на почитании Шивы. У истоков всех шиваитских направлений лежат тантристские тексты «Агама», или «богодухновенного открове