ШИЛЛЕР ФРИДРИХ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШИЛЛЕР Фридрих (1759—1805)
нем. поэт, философ и эстетик. Взгляды Ш. складывались под влиянием идей Руссо, Лессинга, движения “Бури и натиска”. Ш. приветствовал французскую революцию, но позднее разочаровался в ней. Драматургия, (пьесы “Разбойники”, “Коварство и любовь”, к-рую Энгельс назвал “первой немецкой политически-тенденциозной драмой”, и др.) и философская лирика Ш. проникнуты гуманизмом, ненавистью к произволу и отличаются глубиной изображения чувств и характеров. В 90-х гг. Ш. стал сторонником философии и эстетики Канта, но не во всем следовал за этим мыслителем (напр., критиковал формализм кантовского категорического императива). Рассматривая искусство как средство формирования гармоничной личности, свободно творящей добро, Ш. считал, что только искусство помогает человеку обрести подлинную свободу. Хотя требование свободы у 111 и носило чисто духовный характер, оно было формой протеста против феодальных порядков. Осн. философские соч.: “Философские письма” (1786), “О грации и достоинстве” (1793), “Письма об эстетическом воспитании” (1795), “О наивной и сентиментальной поэзии” (1796).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Шиллер, Фридрих
1759 - 1805) - великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху "бури и натиска" (см. прим. 7). К этому периоду относятся его первые драматические произведения (1781 - 1787): "Разбойники", рисующие образ благородного разбойника, бросающего вызов развращенному обществу, республиканская драма "Заговор Фиэско" и мещанская драма "Коварство и Любовь". Историческая драма "Дон Карлос" является завершением этого течения в творчестве Шиллера. Здесь в образе маркиза Позы воплощены смутные порывы и возвышенные идеи "бури и натиска". Все эти произведения отличаются большой страстностью поэтического темперамента и глубоким личным чувством.
К романтическому направлению, сменившему собой в немецкой литературе мятежный дух "бури и натиска", Шиллер примыкает своей лирикой и, главным образом, своими балладами. В некоторых из них, как "Перчатка", "Кубок", "Граф Габсбургский", "Рыцарь Тоггенбург", Шиллер обращается к излюбленному романтиками средневековью. Другие - "Ивиковы журавли", "Жалоба Цереры", "Элевзинский праздник", "Поликратов перстень" - явились выражением глубокого интереса к античному миру, характеризующего последний период творчества Шиллера. Эти баллады, а также "Орлеанская Дева", наиболее романтическая из драм последнего периода, были переведены Жуковским. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ШИЛЛЕР ФРИДРИХ

1759-1805) - нем. поэт, драматург, теоретик искусства. Мировоззрение Ш., сложившееся под влиянием идей Руссо, Г. Лессинга, Шефтсбери, характеризует резкая антифеодальная, антимонархическая направленность. Опираясь на представления о естественной природе человека как основе нравственности, свободы и равенства людей, Ш. страстно обличает сословные предрассудки, произвол, деспотизм, уродующие личность, пагубно влияющие на человеческие отношения (драмы «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др.). В 90-х гг., отправляясь от философских идей Канта, Ш. создает свою оригинальную этическую и эстетическую концепцию. Он критикует кантовское толкование долга, предполагающее подавление личных склонностей, чувственных побуждений. Такое толкование, по мнению Ш., ориентирует человека на поиски морального совершенствования на, путях мрачного монашеского аскетизма. Истинно нравственным Ш. считает поведение, при к-ром склонности не противоречат долгу. Однако гармоничное сочетание обоих начал, с его т. зр., свойственно лишь идеальному человеку («прекрасной душе»). Для совр. об-ва характерна, напротив, разорванность человеческой сущности, одностороннее развитие человеческих способностей: «Прикованный к отдельному малому обломку целого, человек сам становится обломком», превращается в «отпечаток своего занятия». Отсюда упадок нравов (моральное огрубение, господство чувственных инстинктов у низших классов и извращенность, изнеженность у высших). Ш. считает, что выход из подобного состояния открывает эстетическое воспитание. Только искусство как деятельность, для к-рой характерно равномерное развитие всех творческих сил, и красота, воздействующая одновременно на разум и на чувства, способны сформировать цельного, гармоничного человека, утвердить на земле об-во нравственно совершенных людей. Несмотря на идеализм и утопичность взглядов Ш. на развитие об-ва и совершенствование человека, им присущ оптимизм, ярко выраженный гуманизм. Этическая концепция Ш, изложена в соч.: «О грации и достоинстве» (1793), «Об эстетическом воспитании человека» (1795), «О нравственной пользе эстетических нравов» (1796).

Источник: Словарь по этике

ШИЛЛЕР Фридрих
p. 10. 11. 1759 (Марбах, Вюртемберг) — ум. 9. 5. 1805 (Веймар); один из величайших немецких поэтов; значителен также и как философ. В юности испытал влияние, с одной стороны, философии Лейбница и Вольфа, а с другой — Шефтсбери и Руссо. В 1790 Шиллер ближе познакомился с философией Канта, занявшись серьезным ее изучением, но не соглашаясь с ней полностью. В частности, он находил, что в кантовской этике идея долга развита слишком резко и односторонне. По отношению к воле и разуму человек един, а не раздвоен. Воля — видовая характеристика человека, и сам разум является только вечным ее правилом. Разумно действует вся природа; отличие человека заключается только в том, что он разумно действует при помощи сознания и воли. Человек — существо, которое хочет свободы. Культура должна содействовать человеку в приобретении этой свободы. Совершенно свободен только морально состоятельный человек. В качестве последнего направления своей воли каждый индивид имеет установку и определение в соответствии с чисто идеальным человеком в себе; великая задача его бытия — согласованность с этим человеком при всех изменениях процесса жизни. Этико-педагогическая философия Шиллера нашла свое завершение в сочинении «Об эстетическом воспитании человека» (1795). Главная проблема — воспитание нравственного желания. Переход от пассивного состояния ощущения и аффекта к деятельному состоянию — мышлению и желанию — совершается благодаря промежуточному состоянию эстетической свободы (означающей действеннонравственную изначальность). «Человек должен научиться быть благороднее в своих желаниях; тогда у него никогда не возникнет необходимость иметь чрезмерные желания». Другие философские произведения Шиллера: «Философские письма», «О грации и достоинстве», «О нравственной пользе эстетических нравов», «О наивной и сентиментальной поэзии». Избр. произв. изд. «Inselverlag», 1906, «Philos. Bibliographie», изд. Э. Кюнеманом, 1910. (На рус. яз.: Собр. соч.: В 6 т., 1957.)
Е. Kühnemann. S., 1905; Н. Glöckner. S. als Philosoph, 1941; Е. Sprangen S.s Geistesart, 1941; W. Ritzel. Erziehung und Bildung bei F. S., 1950; O. Schütz. S.s Theorie des Schönen, 1951; B. v. Wiese, S., 1959; W. Henckmann. Kommentar zu S.s «Ästhet. Erziehung des Menschen», 1967; E. M. Wilkinson, L. A. Eillongby. S.s ästhet. Erziehung des Menschen. Oxford, 1967, dt. 1977; F. Heuer. Darstellung der Freiheit bei S., 1970; A. Wirth. Das schwierige Schöne, 1975; H. Mettler. Entfremdung und Revolution — Brennpunkt des Klassischen, 1977; L. P. Wessel. The Philosophical Background to F. S.s Aesthetics of Living Form, 1982; K. L. Berghahn. S. — Ansichten eines Idealisten, 1986; U. Tschierske. Vemunftkritik und ästhet. Subjektivität. Studien zur Anthropologie F. S.s, 1988; W. Ranke. Dichtung unter den Bedingungen der Reflexion, 1990.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШИЛЛЕР ФРИДРИХ

1759—1805)—нем. поэт, драматург, эстетик и теоретик иск-ва. Эстетические воззрения Ш. формировались под сильным влиянием Канта. В неоконченной статье «Каллий, или О красоте» (1793) он определяет прекрасное как свободу в явлении. В иск-ве красота, согласно Ш., представлена в двух вариантах: как красота изображаемого материала и как красота формы (без последнего не может быть художника). В специальной статье Ш. рассмотрел и категорию возвышенного, указав на три обязательных компонента, составляющих ее суть: объективная физическая сила, наше объективное бессилие, наше моральное превосходство. Одно из центральных понятий эстетики Ш.— игра как свободное раскрытие сущност-ных сил человека, как деяние, в к-ром человек утверждает себя в качестве творца реальности высшего порядка, т. е. «эстетической реальности». Такое понимание игры лежит в основе утопической социально-воспитательной программы Ш., именуемой эстетическим воспитанием. Исходный ее тезис: «Путь к свободе ведет только через красоту», а суть последней заключена в игре. Красота призвана преодолеть противоречие прогресса, к-рый, обогащая в целом об-во, обедняет индивида, приводя его к потере гармонии. Красота соответствует сокровенной природе человека, она двойственна как сам человек: духовна и материальна,объективна и субъективна. Говоря об эстетическом воспитании, Щ. имеет в виду не только формирование способности понимать иск-во. И не п.-лько воспитание нравственных качеств путем демонстрации худож, образцов. Предполагается формирование всесторонне развитой личности, «целостного человека». Эстетическая утопия Ш. пронизана духом историзма, человечество обретает свободу в ходе истории, отпадения от природы и возвращения к ней. Глубокие мысли высказаны Ш. о природе худож. метода. Художник может стремиться к наиболее полной передаче действительности. Поэзию такого рода Ш. называет «наивной». Поэзия др. рода дает непосредственное изображение идеала. Ш. назвал ее «сентименталической». «Наивный» поэт воспроизводит предмет, «сентименталический» передает свое впечатление от этого предмета. Речь идет не о противопоставлении античного и нового иск-ва (как утверждают нек-рые исследователи), не о различии по жанрам, а только о том, как (непосредственно или опосредствованно) воплощаются в худож. произв. мировоззренческие идеи художника. При этом у одного и того же художника, в одном и том же произв. могут быть представлены оба типа творчества. Высказывая свою т. зр. по этому поводу, Ш. по сути дела, косвенно полемизирует со статьей Гете «Простое подражание природе. Манера. Стиль» (1789), в к-рой утверждался приоритет одного, высшего метода («стиля»). В их неявную, но оживленную дискуссию оказались вовлеченными В. Гумбольдт, романтики, Шеллинг, Гегель. Важным источником изучения эстетики Ш. служит его переписка с Гете, В. Гумбольдтом, К. Г. Кернером. Осн. труды Ш. по проблемам эстетики: «О трагическом в искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О возвышенном» (1795), «О наивной и сентименталической поэзии» (1795—96).

Источник: Эстетика: Словарь

ШИЛЛЕР Фридрих
10 ноября 1759, Марбах на Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ и историк. Характер его мысли определен прежде всего традициями просветительского морализма — английской моральной философии 18 в., а также немецкой «популярной философии». Как моралисту Шиллеру присуще противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане он воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей—моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Шиллера противоречивость мира — трагическая судьба. Морализм Шиллера определяет и то, что проблема человека, его истории и человеческого общества — главная в его философии. Здесь он смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гете в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Шиллера к идеалу гармонической цельности, переживание которой у Гете было столь же первичным, как у Шиллера представление о расколе действительности, в отличие от Гете целостность у Шиллера всегда остается равновесием динамической борьбы враждебных сил.
В философских сочинениях Шиллер стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человека, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетическим воспитанием («Письма об эстетическом воспитании», 1795). Придавая динамический характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Шиллер говорит о влечении к материи (чувственном влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувственного влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра — одно из центральных понятий Шиллера: это свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетическая реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Шиллер надеется восстановить внутреннюю целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историческое противоречие между реальным и должным в человеческой жизни, современном обществе.
В философии культуры, развитой в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96), характерно переплетение исторического и типологического планов анализа различных типов культуры. В историческом плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологическом плане «наивное» и «сентиментальное» — возможные типы художественного творчества вообще «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» — стремится к природе, и его поэзия идеальна Различие между наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и идеальностью, между искусством ограничения и искусством бесконечного стремления к идеалу Здесь Шиллер выступает как предшественник типологического построения в эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» — у и А Шлегелей, Шеллинга, а также у Гегеля) В целом философско—эстетические сочинения Шиллера представляют собой значительный шаг в развитии историзма в эстетике
Соч: Schillers Werke Nationalausgabe. Bd 20, 21 1-2- Philosophische Schriften, hrsg v B Wiese Weimar, 1962—63, в рус пер Coop соч, т 6 M, 1957
Лт.:Асиус В ф Немецкая эстетика 18 в 1962 5, Spranger E Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten B , 1941, Buchwald K Schiller, neue Ausg , Bd 1-2 (Wiesbaden], 1956, WeseB v F Schiller Stuttg, [1959J, Dilthey W Schiller Gott, [ 1959J, Maller R Studien zum heutigen Schillerbild Gott, |1%1], Staiger E F Schiller, [Z], 1967, Koopma in H Fr Schiller, Tl 1-2 Stuttg, 1977(чит)
А В Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805)
немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - "Разбойники", "Заговор Фиеско в Генуе", "Коварство и любовь" и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. против феодальных предрассудков сыграло большое значение для развития немецкого Просвещения, содействовало росту передовых настроений среди немецкой интеллигенции. Однако, постепенно Ш. отходит от революционного бунтарства "Бури и натиска", ослабевают и его симпатии к французской революции и к революции вообще. Даже в период своего наибольшего сочувствия революции, осознавая и претолковывая ее в понятиях стоической этики гражданской доблести, Ш. никогда не мог оправдать (ни морально, ни юридически) террор якобинцев. Более того, в своей работе "Письма об эстетическом воспитании человека" он обосновал резко отрицательное значение революций вообще и отказал им в праве на существование. Ш. пишет, что надежду на революцию как на средство восстановить в человеке целостную человечность, попранную историческим развитием государственных форм, следует считать тщетной и даже угрожающей самой человечности, во имя которой и совершается революция. По Ш., "естественное государство", т.е. общество, основанное не на законах, а на силе, "не должно прекращаться ни на один момент". Поэтому уничтожая естественное государство, разум рискует физическим и действительным человеком ради проблематичного нравственного человека, рискует существованием общества ради возможного (хотя в моральном плане и необходимого) идеала общества. Сам III. отвергал этот "риск" решительным образом. "Нельзя же, - утверждал он, - ради того, чтобы познать достоинство человека, ставить на карту самое его сущее". Ш. полагал, что к революционному разрушению современного государства стремятся прежде всего низшие классы общества. "В низших и более многочисленных классах, - писал Шиллер, - мы встречаемся с грубыми и беззаконными инстинктами, которые будучи разнузданы ослаблением оков общественного порядка, спешат с неукротимой яростью к животному удовлетворению". Революционные восстания масс против существующего государства Ш. трактовал как анархическую деятельность "субъективного человечества". "Разнузданное общество, - утверждал Ш., - вместо того, чтобы стремиться вверх к органической жизни, катится опять в царство стихийных сил". Поэтому, признавая необходимость уничтожения "естественного государства", Ш. не допускал, чтобы это уничтожение было осуществлено революцией. Более того, Ш. безусловно признает право государства защищаться силой против личности, поднявшейся на него во имя восстановления попранной и разрушенной целостности и человечности. Он требует от личности беспрекословного уважения к существующим формам государственности. Отвергая революционный путь решения главной проблемы всего своего творчества и деятельности - вопроса целостности и всесторонности индивида, Ш. находит выход в идее об эстетическом воспитании человека. Эстетика становится для него вторым (после поэзии) призванием ("О грации и достоинстве", 1793; "Письма об эстетическом воспитании", 1795 и др.). В его теоретической деятельности эстетике не приходилось соперничать ни с историей, ни с философией. Важно то, что Ш. никогда не рассматривал эстетические проблемы только как частные вопросы художественной практики: они были важнейшим элементом его мировоззрения. Решая проблему целостности, всесторонности и самоценности индивида, Ш. развивает свою теорию прекрасного. Ш. начинает с несколько отвлеченных рассуждений о возможных видах отклонения человека от идеи совершенной законченной человечности. Если совершенство человека заключается в согласной энергии его чувственных и духовных сил, то он может утратить его только или в случае отсутствия гармонии этих сил, или в случае ослабления их энергии. Там, где нарушается гармония человеческого существа, возникает состояние напряжения. Там же, где единство человеческой природы сохраняется ценой равномерного ослабления чувственных и духовных сил, человек впадает в состояние ослабления. Таковы два противоположных предела, к которым движется человек в результате охватившего всю область общественной жизни разделения труда. Однако движению этому может быть все же положен конец. Ш. доказывает, что оба противоположных предела (и распад цельности человека и ослабление энергии его физических и духовных сил) "уничтожаются красотою". Именно красота, и только она одна, утверждал Ш., "восстановляет в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном - энергию". Т.обр. красота приводит нынешнее - ограниченное - состояние человека к безусловному и делает человека "законченным в самом себе целым". Свое восстановительное и объединяющее действие красота оказывает, по Ш., и на чувственного человека и на человека духовного: первого ведет к форме и мышлению, второго - направляет обратно к материи и возвращает чувственному миру. Красота может стать средством для перехода от материи к форме, от ощущений к законам, от бытия ограниченного - к бытию безусловному. Преодоление нынешней подавленности человека, разорванности его физических и духовных сил возможно только тогда, когда человек действует как художник, как творец художественной формы. По III., содержание, как бы возвышенно и всеобъемлюще оно не было, всегда действует на дух ограничивающим образом, и истинной эстетической свободы можно ожидать лишь от формы. Ибо только она действует на всего человека в целом. Причем, Ш. считал, что действие на человека эстетической формы не есть действие только эстетическое, оно как бы возвышает человека со ступени чувственности на ступень разумности. Красота есть необходимое условие возвышения человека до разумности. "Нет иного пути, - согласно Ш., - сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим". Такое значение эстетического в жизни человека Ш. объясняет тем, что эстетическое расположение духа есть расположение, которое "заключает в себе всю человеческую природу в целом". Расположение это "благоприятствует всем функциям человеческой природы без различия". В эстетическом расположении духа находится основание всех отдельных функций человеческой природы. Все остальные виды деятельности дают духу специальное умение лишь ценой известного ограничения. Только эстетическая деятельность ведет к безграничному, и только в эстетическом состоянии человеческая природа "проявляется в такой чистоте и неприкосновенности, как будто она еще не поддалась влиянию внешних сил". Такова роль эстетической деятельности у Ш., ей он передоверил и передал функции решения всех задач общества, отнятых им у революции. Так, от неразумной реальной действительности Ш. уходит в царство незамутненных идеалов (у Канта это будут идеалы чистого разума) - идеалов красоты. Эстетика Ш. - это не только попытка обосновать свой отказ от революционных путей решения общественно-исторических проблем, но и специальное поле деятельности, на котором он добился серьезных результатов. Одним из центральных ее понятий стало понятие "игры" как свободного самодеятельного раскрытия всех сил человека и его сущности. Человек в игре творит мир более высокого порядка, чем тот, в котором он живет; он творит и себя самого как всестороннюю гармоническую личность и "эстетическое общество". Именно в игре происходит, по Ш., восстановление внутренней целостности человеческой личности, разорванной и искалеченной современным ей обществом. Ш внес большой вклад в типологизацию различных культур, выявив "наивные" и "сентиментальные" типы художественного творчества. ("О наивной и сентиментальной поэзии", 1795-1796). Различие между наивным и сентиментальным искусством, по Ш., есть различие между самой природой и идеальным стремлением к ней, индивидуальностью и идеальностью. Ш. выступил непосредственным предтечей типологических построений немецких романтиков, которые впоследствии противопоставят "классическое" "романтическому" (А. Шлегель, Ф. Шлегель и др.).
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

ШИЛЛЕР Фридрих
Schiller), (10 нояб. 1759 – 9 мая 1805) – нем. поэт, философ и историк. В 1773–80 учился медицине в Штутгартской "академии". С 1787 жил в Веймаре. В филос. развитии Ш. выделяются докантовскии период ("О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой" – "Versuch ?ber den Zusammenhang der thienschen Natur des Menschen mit seiner geistigen", Stuttg., 1780; "Теософия Юлия" – "Theosophie des Juleus", 1780, изд. Lpz., 1786), период усвоения философии Канта ("О причинах удовольствия, получаемого от трагич. предметов" – "?ber den Grund des Vergn?gens an tragischen Gegonst?nden", опубл. в журн. "Neue Thalia", 1792, No1; "О трагич. иск-ве" – "?ber die tragische Kunst", опубл. там же, 1792, No 2) и период ее творч. переосмысления, когда были написаны осн. филос.-эстетич. соч. Ш. – "О грации и достоинстве" ("?ber Anmuth und W?rde", опубл. в журн. "Neue Thalia", 1793, No 3), "Об эстетическом воспитании человека" ("Uber die ?sthetische Erziehung des Menschen", опубл. в журнале "Die Horen", 1795, вып. 1–2), "О наивной и сентиментальной поэзии" ("?ber naive und sentimentalische Dichtung", опубл. там же, вып. 11–12; 1796, вып. 1). Усвоение идей Канта дало сильный толчок филос.-эстетич. размышлениям Ш., прояснило его мысль и дало ему развитую терминологию, но не затронуло самих глубин ого представлений, так что Ш. не стал философом-кантианцем. Характер мысли Ш. определен прежде всего традициями просветительского морализма – англ. моральной философии 18 в. (Т. Рид, Локк, Шефтсбери, Юм, Фергюсон), а также немецкой "популярной философии" (X. Гарве, Т. Абт и др.). Как моралисту Ш. присуще дуалистич. противопоставление идеального и действи-тельного, духа и тела, формы и материи и притом под знаком должного. В этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира – трагич. судьба. Морализм Ш. определяет и то, что проблема человека, его истории и человеч. общества – главная в его философии. Здесь Ш. смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гете в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание к-рой у Гете было столь же первичным, как у Ш. – представление о расколе действительности; в отличие от Гете, целостность у Ш. всегда остается равновесием динамич. борьбы враждебных сил. Общей чертой филос.-поэтич. творчества Ш. является то, что подлинными действующими лицами многих его произведений оказываются именно этич. и филос. категории как нек-рые персонификации внутренних динамич. сил бытия. В филос. соч. кантовские категории трансформируются уже потому, что делаются своеобразной поэтич. реальностью. По словам Кассирера, мысль становится у Ш. художеств. формой (см. "Idee und Gestalt", В., 1921, S. 80). Это проявляется и в филос. лирике ("Боги Греции", "Художники", "Идеалы", "Идеалы и жизнь"), и особенно в драмах, в т.ч. в поздних, где при всей конкретной и социально-историч. определенности действующих лиц (как в "Вильгельме Телле") действие протекает в кругу заранее заданных идеальных категорий-сущностей, свое отношение к к-рым выявляют герои драмы. Герои при этом могут быть, но могут и не быть носителями определ. идеи, ее "рупором". Эту конкретную наглядность своих идей имел в виду Ш., когда писал, что он "символизирует" и "колеблется... между понятием и созерцанием, между правилом и чувством, конструированием и гениальностью" ("Der Briefwechsel zw?schen Schiller und Goethe", Bd 1, Lpz., 1964, S. 11). "Символизируемые" категории составляют самый глубокий слой мировоззрения Ш. Оно – "диалогично" (Кассирер) и трагично. Человек остается наедине с миром, с судьбой, со своей виной; таковы заключит. слова хора "Мессинской невесты", оставляющие неясным положит. смысл бытия: "О д н о я чувствую и отчетливо постигаю: жизнь н е есть высшее из благ, но величайшее зло есть – винa" (Gesammelte Werke, Bd 7, В., 1954, S. 421). Трагизм Ш. противоречив: судьба, "...растаптывая человека, возвышает его" (там же, Bd 1, В., 1955, S. 301). Разорванный мир противоборствующих сил в трагедиях Ш. уступает место в основных его филос. соч. поискам преодоления противоположностей. Вслед за Кантом в эстетическом он видит середину между теоретическим и практическим ("Письма об эстетич. воспитании"). Динамизируя кантовское противопоставление материи и формы, Ш. говорит о влечении к материи – чувств. влечении и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений ("чувственное влечение стремится быть определенным извне, воспринять свой объект, влечение к форме стремится само определять, создавать свой объект" – там же, Bd 8, В., 1955, S. 441) является влечение к игре, или инстинкт игры, к-рый стремится воспринимать свой предмет так, как если бы он сам произвел его, и производить так, как стремится воспринимать чувство; влечение к игре, соединяя оба др. влечения, принуждает человека и морально, и физически, но тем самым снимает всякое принуждение и физически, и морально освобождает человека. Если предметом чувств, влечения является жизнь в самом широком смысле, а предметом влечения к форме – образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т.е. красота (см. тамже, S. 443). Игра – одно из центр, понятий Ш.; это свободное, самодеят. раскрытие всех сил человека. "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и только тогда является он человеком вполне, когда играет" (там же, S. 446). Человек в игре творит реальность высшего порядка ("эстетическую реальность") и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество "эстетическое" ("в царстве эстетической видимости осуществляется идеал равенства, который мечтатели хотели бы реализовать и по существу" – там же, S. 496). В прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между реальным и должным в человеч. жизни, совр. обществе. В философии культуры, развитой в ст. "О наивной и сентиментальной поэзии" (1796), характерно переплетение историч. и типологич. планов анализа различных типов культуры. В историч. плане "наивное" – синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологич. плане "наивное" и "сентиментальное" – возможные типы художеств. творчества вообще. "Наивный" поэт есть сама природа, "сентиментальный" – стремится к природе, и его поэзия идеальна. Различие между наивным и сентиментальным иск-вом есть различие между индивидуальностью и идеальностью, пластичностью и духовностью формы, между иск-вом ограничения и иск-вом бесконечного стремления к идеалу. Здесь Ш. выступает как непосредств. предшественник типологич. построений в эстетике романтизма (антитеза "классического" и "романтического") – у Ф. и А. Шлегелей, Шеллинга, а также у Гегеля. В отличие от романтиков и даже от Гете, человеч. личность стоит в центре внимания философии Ш.: идеальная действительность строится изнутри личности, целостность к-рой должна быть восстановлена эстетич. воспитанием. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии "прекрасной душе". Ш. – автор ряда историч. работ ("История отпадения Соединенных Нидерландов" – "Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung", Bd 1–2, Lpz., 1788; "История Тридцатилетней войны" – "Geschichte des drey?igj?hrigen Krieges", Buch 1–5, Lpz., 1790–92). Осн. принципы понимания истории Ш. берет у Канта: телеология, принцип как привносимый самим историком и др. Историю Ш. понимает как триаду. Характерно его рассуждение в ст. "Нечто о первом человеческом обществе...": "...Прав философ, сие (грехопадение – А. М.) называющий исполинским шагом вперед, ибо лишь благодаря этому шагу человек превратился из раба естественных побуждений в создание, действующее свободно, из автомата – в нравственное существо; совершив этот шаг, он впервые вступил на лестницу, которая через много тысячелетий приведет его к владычеству над собой" (Собр. соч., т. 5, М., 1957, с. 505). Это религ.-этич. представление об истории переплетается у Ш. с трагич. переживанием ее как проявлением суровой неумолимой судьбы, изображением отдельных историч. личностей как ее орудий и игрушек. Филос. и историч. работы Ш. представляют собой значит. шаг в становлении историзма. Соч.: Schillers Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 20, 21, Tl 1–2, Weimar, 1962–63; в рус. пер. – Собр. соч., т. 6, М., 1957. Лит.: Юнг К. Г., Психологич. типы, [пер. с нем.], Цюрих, 1929, гл. 2; Лукач Г., Шиллер как эстетик (вступ. ст.), в кн.: Шиллер Ф., Статьи по эстетике, М.–Л., 1938; Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи по лит-ре, М., 1962; Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Koch F., Schillers philosophische Schriften und Plotin, Lpz., 1926; Meng H., Schillers Abhandlung ?ber naive und sentimentalische Dichtung, Frauenfeld–Lpz., 1936; Baumecker G., Schillers Sch?nheitslehre, Hdlb., 1937; Spranger E..Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten, В., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1–2, [Wiesbaden], 1956; Сysarz H., Die dichterische Phantasie F. Schillers, T?bingen, 1959; Wiese B. von, F. Schiller, Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, G?tt., [1959]; Roch ?., Die Personalit?t in Schillers Theorien und Dramen, K?ln, 1960 (Diss); M?ller R., Studien zum heutigen Schillerbild, G?tt., [1961]; Kerry S. S., Schiller´s writings on aesthetics, Manch., [1961]; Regin D., Freedom and dignity. The historical and philosophical thought of Schiller, The Hague, 1965; Staiger E., F. Schiller, [Z.], 1967. Ал. В. Михайлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
282.33 кб

Раннее творчество Фридриха Шиллера и тривиальность

Макаров А.Н.
Статья посвящена раннему творчеству выдающего немецкого драматурга второй половины XVIII начала XIX века Фридриха Шиллера и влиянию на него тривиальности как одного из явлений культуры последней трети эпохи Просвещения.
Читать PDF
304.18 кб

"две загадки" Фридриха Шиллера в переводе В. А. Жуковского

Ковалев Петр Александрович, Струкова Татьяна Викторовна
В статье впервые анализируются переводы загадок Ф. Шиллера, выполненные В.А. Жуковским в педагогических целях и оказавшие большое влияние на развитие жанра русской стихотворной загадки.
Читать PDF
124.38 кб

Владимир Соловьев и Фридрих Шиллер о сущности и значении искусства

С. В. Богачева
Читать PDF
268.13 кб

Грешница или святая: образ королевы Марии Стюарт в произведениях Фридриха Шиллера, юлиуша Словацкого

Мельков Андрей Сергеевич, Никольский Евгений Владимирович
В статье исследуется художественный образ королевы Марии Стюарт в произведениях Ф. Шиллера, Ю. Словацкого и С. Цвейга.

Похожие термины:

  • Шиллер Иоганн Фридрих

     (1759—1805) — нем. поэт и эстетик. Взгляды Ш. складывались под влиянием идей Руссо, Лессинга, движения «Бури и натиска». В 1781 он опубликовал драму «Разбойники», полную протеста против деспотизма и соц