ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ШИЛЛЕР (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт
род. 16 авг. 1864, Альтона - ум. 7 авг. 1937, Лос-Анджелес) - англ, философ; профессор в Оксфорде (с 1903) и Лос-Анджелесе (с 1929); персоналист, глава англ, прагматизма. Свое прагматическое учение он назвал "гуманизмом" (см. Гуманизм). На основе положения Homo - mensura разрабатывал теологически-антимеханистическую картину мира и этику действия. Осн. произв.: "Humanism", 1903; "Studies in humanism", 1907; "Formal logic", 1912; "Our human truths", 1939.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт
английский философ; р. 16. 8. 1864 (Альтона) — ум. 7. 8. 1937 (Лос-Анджелес); профессор в Оксфорде (с 1903) и Лос-Анджелесе (с 1929); персоналист, глава английского прагматизма. Свое прагматическое учение он назвал «гуманизмом». На основе положения Homo-mensura разрабатывал телеологически-антимеханистическую картину мира и этику действия. Осн. соч.: Humanism, 1903, 1912; Studies in Humanism, 1907, 1912, нем. изд. 1911; Formal Logic, 1912, 1931; Our Human Truths, 1939; «Автобиография» в книге: Muirhead. Contemporary British Philosophy, v. I, 1924; The Economical Doctrine of the Concept, 1925. R. Metz. Die philos. Strömungen in Großbritannien, Bd. II, 1935; R. Abel. The Pragmatic Humanism of F. C. S. S. (Bibi.), 1955; L. Marcuse. Amerik. Philosophieren, 1959.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Шиллер Фердинанд Каннинг Скотт
 (1864—1937) — англ. прагматист, проф. в Оксфорде и Лос-Анже-лосе. Ш. назвал свой вариант праг-матизма «гуманизмом». Рассматривая истину как творение человека, объявил все человеческое познание субъективным. Следуя в понимании истины Джемсу, считал, однако, что только благие последствия могут быть критерием истины. Ш. понимал «действительность» как «опыт», пластическую, неоформленную массу, подчиняющуюся волевому воздействию человека: «мир есть то, чем мы его делаем». Так Ш. приходит к солипсизму, объявляя его теоретически возможным, хотя и неудобным в житейском отношении. Субъективный идеализм сочетается в его «метафизике» с теорией эволюции, рассматриваемой как целенаправленный процесс, руководимый божественной силой. Ш. прагматически истолковывал формальную логику, заменяя ее «логикой для применения». Законы и формы логики понимал как постулаты, удобные фикции. С родственных ницшеанству позиций приветствовал фашизм как путь к созданию «сверхчеловека». Осн. работа — «Гуманизм» (1903).

Источник: Философский словарь. 1963

ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт
Schiller), (16 авг. 1864 – 6 авг. 1937) – англ. философ-прагматист. Проф Оксфордского ун-та (с 1903) и ун-та в Лос-Анджелесе (с 1929). В своем варианте прагматизма – т.н. гуманизме – Ш. исходит из того, что познание есть продукт активности человека, к-рый познает только "человеч. элемент", входящий в наши убеждения. В отличие от Джемса, Ш. считает, что критерий истинности идеи надо усматривать не в "чувственных", а лишь в "благих" последствиях: "Истина всегда есть ... благо в силу самого своего генезиса" ("Must philosophers disagree?", L., 1934, p. 187). "Метафизика" Ш. – сочетание прагматич. субъективного идеализма ("реальность" тождественна пластическому, изменяющемуся под влиянием человеч. действия опыту) с персонализмом (опыт имеет не "нейтральный", как у махистов и Джемса, но личный характер) и телеологич. эволюционизмом, к-рый "объясняет низшее как несовершенную реализацию высшего, ссылаясь на Цель мирового процесса" ("The riddles of the Sphinx", L., 1912, p. 208). Из телеологич. истолкования процесса развития Ш. выводит бога как его причину и как "разумный и личный дух". В 20-е гг. Ш. присоединяется к теории "творческой эволюции", признающей возникновение нового в процессе развития как "творение из ничего" (см. "Must philosophers disagree?", L., 1934, p. 231). В социально-политич. сфере Ш. занимает антикоммунистич. позиции – спасение бурж. мира от "угрозы коммунизма" он видит в "позитивной евгенике", способствующей воспитанию сверхчеловека, и религ. мировоззрении. Соч.: Axioms and postulates, в кн Personal idealism, L., 1902; Humanism, 2 ed., ?. ?., 1903; Studies in humanism, L., 1907; Formal logic, L., 1912; Problems of belief, ?. ?., 1924; Why humanism?, в кн.: Contemporary British philosophy, [v. 1], L.–?. ?., 1924; Cassandra of the future of British Empire, L., [1926], Logic for use, L., 1929; The future of the British Empire after ten years, L., 1936; Our human truths, ?. ?., 1939. Лит.: Джемс В., Прагматизм, пер. с англ., СПБ, 1910, лекц. 7; Эбер ?., Прагматизм, СПБ, 1911, гл. 3, Mитрохин Л. ?., Критика логич. учения прагматизма (Ф. К. С. Шиллер), ?., 1956 (автореф. Дисс.), Богомолова С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, ?., 1964, гл. 4, § 2–3, Xилл ?. И., Совр. теории познания, пер. с англ., M., 1965, с 296–98, ?еrrу R. В., Present philosophical tendencies, ?. ?., 1912, ch. 9, § 9, 10, Abe1 R., The pragmatic humanism of F. С. S. Schiller, N. Y., 1955; Passmore J., A hundred years of philosophy, L., 1957, p. 114–16, 171–72. А. Богомолов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.