ШЕВЫРЁВ Степан Петрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович
18(30) октября 1806, Саратов — 8 (20) мая 1864, Париж] — русский литературный критик, поэт и публицист. Профессор Московского университета, с 1852 академик. Участие в кружке любомудров и журнале «Московский вестник» определило романтическую направленность его мышления, сочетавшуюся с славянофильскими симпатиями в духе «официальной народности». В философском плане Шевыреву были близки идеи позднего Шеллинга, А. и Ф. Шлегелей, Жан-Поля и Ф. Баадера. Собственное миросозерцание Шевырев возводил к истокам русского самосознания. В отличие от немецкой философии, которая, «будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм», русская философия ведет свое начало не из области наук естественных, а «из сферы познания духа, неразделенного с верой», отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить миру духовное истинное значение тем вечным идеям человечества, которые отдельные народы проявляют в произведениях своего слова. «История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философии и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней» (История русской словесности. СПб., 1887, ч. 1, с. 9—10). Шевырев способствовал утверждению эстетики как «философского наукоучения» об искусстве в форме синтетического единства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых указал на значимость древнерусской литературы, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие «исторической Пиитики» и разработав особый метод исторического исследования структуры художественного текста.
Соч.: О критике вообще и у нас в России.— «Московский наблюдатель», 1835, ч. 1, кн. 1 ; Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов. М., 1836; Христианская философия. Беседы Баадера.— «Москвитянин», 1841, ч. 3, № 6; История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846—60, т. 1, ч. 1—4. Лит.: Надеждин Н. И. История поэзии. Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева.— В кн.: Он же. Литературная критика. Эстетика. М., 1972; Абрамов А. И. Шевырев.— В кн.: История л.-гетическои мысли. М., 1986, т. 3.
А. И. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

ШЕВЫРЁВ Степан Петрович

(18 окт. 1806 – 8 мая 1864) – рус. критик, поэт и публицист. Профессор Моск. ун-та, академик (с 1852). Был близок к кружку "любомудров". В 1827–29 Ш. – ведущий критик "Моск. вестника", в 1835–37 – сотрудник "Моск. наблюдателя", с 1841 вместе с М. П. Погодиным возглавлял журн. "Москвитянин". В 40-е годы Ш. становится одним из гл. теоретиков "официальной народности", по существу возглавляя борьбу правого крыла славянофилов против лагеря западников. На страницах "Москвитянина" Ш. выступал против социальной направленности рус. лит-ры, особенно – против эстетич. идей Белинского и Герцена, реалистич. произведений т.н. натуральной школы. В филос. плане в этот период Ш., в духе позднего Шеллинга и особенно Баадера, стремится примирить философию и религию (см. "Христианская философия. Беседы Баадера", в журн. "Москвитянин", 1841, ч. 3, No 6, с. 378–437). Считая, что нем. классич. философия (гл. обр. в лице Гегеля) носит отвлеченный и умозрит. характер, и отвергая принцип тождества бытия и мышления, Ш. настаивал на необходимости историч. метода познания. В ранний период своей деятельности Ш. сделал попытку применить этот метод в кн.: "История поэзии" (т. 1, М., 1835), "Теория поэзии в историч. развитии у древних и новых народов" (М., 1836). Первая из этих книг заслужила высокую оценку Пушкина, подчеркнувшего достоинства "способа изложения исторического" (см. Полн. собр. соч., т. 7, 1949, с. 399). Ш. ввел в литературоведение понятие "исторической пиитики", к-рая, демонстрируя постепенное развитие лит-ры и "...происхождение всех оригинальных типов оной...", создает тем самым "...полную и живую науку сего искусства" ("История поэзии", т. 1, М., 1835, с. 107). Соч.: О критике вообще и у нас в России, "Моск. наблюдатель", 1835, ч. 1, [апр., кн. 1]; Ответ автора "Истории поэзии" г. издателю "Телескопа", там же, 1836, ч. 6, апр., кн. 2; ч. 7, май, кн. 2, июнь, кн. 1; Взгляд русского на совр. образование Европы, "Москвитянин", 1841, ч. 1, No 1; Теория смешного, с применением к рус. комедии, там же, 1851, ч. 1, No 1; Стихотворения, Л., 1939. Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры. Ст. 3, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Белинский В. Г., О критике и лит. мнениях "Моск. наблюдателя", Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; его же, Взгляд на рус. лит-ру 1846 года, там же, т. 10, М., 1956; ?ихонравов Н. С., С. П. Шевырев, Соч., т. 3, ч. 2, М., 1898; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1, Л., 1950; История философии, т. 2, М., 1957, с. 251, 267–68, 272, 373; Березина В. Г., Рус. журналистика второй четверти 19 в., Л., 1965; Манн Ю., Русская филос. эстетика, М., 1969, с. 149–90. Ю. Манн. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович
1806— 64) — рус. литературный критик, поэт и публицист, историк и теоретик иск-ва. Нач. и конец общественной и творческой деятельности Ш. различны по своей идейно-теоретической ориентации. Его духовная эволюция в определенной мере отразила разложение рус. романтической мысли. Если для молодого Ш. была характерна романтическая направленность мышления, сочетающаяся с некрым тяготением к славянофильской доктрине (Славянофилов эстетика), то позднее он стал одним из ведущих теоретиков «официальной народности», основывающейся на формуле «православие, самодержавие и народность». Его позиция в романтический период творчества получила отражение в тезисе: «Не поэзии дело истреблять плевелы. Она... должна растворять душу к прекрасному и благородному». Такая т. зр. дает повод считать, что Ш. придерживался тогда концепции «искусства для искусства», эстетики консервативного романтизма и аристократической изоляции иск-ва от «грубой» действительности. Для поздних его работ характерен тезис: «Не искусство было следствием теории, а теория следствием искусства». В своих историко-литературных и эстетических трактатах Ш. обосновал ряд принципов культурно-исторической и сравнительной школ литературоведения. Значимость собственно худож. стороны произв. иск-ва для него была невелика, т. к. произв. воспринимались им сугубо в качестве исторического факта, однопорядкового с явлениями идеологии, морали и религии. Эстетическая концепция Ш. основывалась на консервативном понимании народности. Рус. словесность, по Ш., не достигнет высот национального иск-ва, пока не будет создана-национальная критика, опирающаяся на глубокое изучение истории словесности. Развитие словесности, ее «движение вперед», обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки, преграждающей, по Ш., «путь всякому новому, свежему стремлению», и «предания», к-рое играет в массе народа ту же роль, «ибо предание есть наука толпы». Задачу иск-ва Ш. видел в восстановлении идеала красоты посредством символического и религиозного характера и содержания произв. Ш. во мн. способствовал утверждению эстетики как «философского наукоучения» об иск-ве в форме синкретического единства литературной критики,теории и истории лит-ры. Одним из первых он указал на значимость древнерус. лит-ры, введя — во времена господства отвлеченной эстетики — понятие «исторической пиитики» и разработав метод исторического исследования структуры худож, произв. Осн. работы, в к-рых представлена эстетическая концепция Ш.: «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов» (1836), «История русской словесности, преимущественно древней» (ч. 1—4, 1846—60), «История поэзии» (т. 1—2, 1835—92), а также статьи о Н. В. Гоголе, М. Ю. Лермонтове и др.

Источник: Эстетика: Словарь

ШЕВЫРЕВ Степан Петрович
18(30).10.1806, Саратов - 8(20).05.1864, Париж) - литературный критик, поэт и публицист. Проф. Московского ун-та, с 1852 г. академик. Разрабатывал проблемы истории и философии искусства. Участие в кружке любомудров и их журн. "Московский вестник" определило романтическую направленность его мышления, сочетающуюся с определенным тяготением к славянофильский доктрине. Сотрудничая с Погодиным в "Москвитянине", Ш. стал одним из теоретиков "официальной народности". Духовная эволюция Ш. в определенной мере отражала разложение рус. романтической мысли. Начало и конец его общественной и литературно-критической деятельности весьма различны. Первыми работами Ш. в области философской эстетики были перевод кн. В. Г. Вакенродера (Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком. М., 1826) и ст. "Разговор о возможности найти единый закон для изящного" (Московский вестник. 1827. № 1). В этот период он критически относился к классицизму Лессинга и Винкельмана, к эстетике Гегеля и системе тождества Шеллинга. Гораздо ближе ему были философские идеи позднего Шеллинга, братьев Шлегелей и Жана-Поля (Рихтера). Сильное влияние на Ш., стремящегося примирить философию и религию, оказали взгляды Ф. Баадера (Москвитянин. 1841. Ч. 3. № 6). При этом собственное миросозерцание Ш. стремился возвести к истокам рус. самосознания. В отличие от нем. философии, к-рая, "будучи заключительным плодом развития наук естественных, под личиной спиритуализма проповедовала материализм", рус. философия, писал Ш., "ведет начало свое не из области наук естественных, а из сферы познания духа, нераздельного с верой", отсюда на ней лежит обязанность и ей предоставлена возможность возвратить права миру духовному и истинное значение тем вечным идеям человечества, к-рые отдельные народы проявляют в произв. своего слова. "История Словесности может в этом отношении подать руку помощи Русской Философия и подготовить решение многих задач, предстоящих сей последней" Шевырев С. П. История русской словесности. Спб., 1887. Ч.1). В своих историко-литературных и философско-эстетических трактатах "История поэзии" и "Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов", основанных на "исторической Пиитике" - методе исторического исследования явлений искусства, Ш. высказал ряд принципов культурно-исторической и сравнительной школ литературоведения. Значимость собственно художественной стороны произв. искусства для него была невелика, т. к. она воспринималась им сугубо в качестве исторического факта, однопорядкового с явлениями идеологии, морали и религии. Помимо принципа или метода познания в основании философско-эстетической концепции Ш. лежали принцип народности, понятый в консервативном духе, и представление о религиозном и символическом характере искусства. Рус. словесность, считал он, не достигнет высот национального искусства, пока не будет создана национальная критика, основанная на глубоком изучении истории словесности. Развитие словесности, ее "движение вперед" обусловлено самой жизнью, но встречает противодействие науки и "предания", понимаемого им как наука толпы. Общую задачу искусства Ш. видел в восстановлении перед человеком в различных формах идеала красоты, чему способствует символизм я религиозность содержания произв. искусства. Ш. во многом способствовал утверждению эстетики как "философского наукоучения" об искусстве в форме синтетического единства литературной критики, теории и истории литературы. Одним из первых он указал на значимость древнерус. литературы, введя в период господства отвлеченной эстетики понятие "исторической Пиитики" и разработав своеобразный метод исторического исследования структуры художественных произв.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
665.24 кб

Степан Петрович Шевырёв о «Русском воззрении»

Гаврилов Игорь Борисович
Статья посвящена философским воззрениям выдающегося русского мыслителя и ученого, профессора Московского университета Степана Петровича Шевырёва (1806-1864).