(р. 3.7.1939) — спец. в обл. эстетики; д. филос. н., проф. Р. в г. Дербент (Дагестанская АССР). Окончил Азербайджанскую гос. консерваторию им. Уз. Гаджибекова (1963), асп. кафедры эстетики филос. ф-та МГУ (1970). В 1977-86 - проректор, зав. кафедрой филос. Театрального училища им. Б. В. Щукина; в 1986-91 — зав. кафедрой филос. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. С 2003 по наст. вр. — проф. кафедры филос. Моск. гос. индустриального ун-та. Обл. науч. интересов Ш. — формы и этапы освоения человеком эстетич. реальности, возможности и границы трансформации дух. мира средствами искусства, проблемы освоения отеч. философско-эстетич. наследия. Одна из центр, идей, разрабатываемых Ш., — идея построения неклассической эстетики. Согласно Ш., сложная, многоуровневая структура эстетич. опыта не м. б. освоена лишь в традиц. категориях класс, эстетики, редуцирующей индивидуальный эстетич. опыт к деятельности абстрактного эстетич. субъекта. Неклассическая эстетика осмысливает опыт индивидуального жизнестроения в «формах виталь ности». Принцип дискретности эстетич. опыта класс, эстетики уступает место принципу континуальности. Ш. выделяет в качестве особого эстетич. объекта сферу обыденной жизни, признание разноуровневости сферы обыденного рассматривается в качестве необходимой предпосылки конструирования «новой» эстетики. В отеч. философско-эстетич. мысли — от К. Леонтьева до А. Лосева — Ш. видит прообраз неклассической эстетики. Др. обл. применения принципов неклассической эстетики — музыкальное сознание. Музыка не есть иллюстрация филос; в образно-символической форме музыка корректирует и часто опережает филос. рефлексию культуры. Деконструкция типов музыкального сознания позволяет выявить скрытые тенденции эволюции филос. сознания. Ш. рассматривает три парадигмы музыкального сознания, сосуществующие в наше время, но исторически возникающие одна за др. Первая — идея «чистой» музыки в творч. композиторов Нового времени как выражение филос. трансцендентализма. «Чистая» музыка пренебрегает идеей времени, с ее помощью культура избавляется от переживания и осмысления времени. Вторая парадигма музыкального сознания — символическое выражение процесса перманентных трансформаций, континуальности жизненного потока, в к-ром сливаются переживание мира и объективная длительность. Музыка пытается погрузить человека в стихию вечного становления, подчинить культуру идее времени. Музыкальное сознание данного типа характерно для конца XIXначала XX в. Наконец, третья парадигма музыкального сознания, по мнению Ш., это так называемая универсальная или «абсолютная» музыка (Я. Ксенакис, Дж. Кейдж, К. Штокхаузен, А. Шнитке и др.) как прорыв к бытийным структурам. Музыка рассматривается в качестве «следа» вечности. Музыка в данном случае выражает произвольное обладание временем как формой данности вечности человеческому восприятию (замедление и остановка времени, конструирование «кругового» времени, движение времени вспять). «Незвучащая» музыка, молчание в рамках данной парадигмы рассматривается как предельно концентрированный символ бытия.
Соч.: Мировоззрение и личность. (В соавт.). М., 1986; Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М., 1988; Классический балет как эстетическая проблема // Музыка: Творчество, исполнение, восприятие. М., 1992; Символ и духовный опыт православия. (В соавт.). М., 1996; Образ неклассической эстетики в трудах А. Ф. Лосева // Философия. Филология. Культура. М., 1996; Феномен святости в русской культуре // Проблемы культуры в условиях новой экономической реальности. М., 1996; Философия: Справочник студента. (В соавт.). М., 1999; Философия музыки // Философия: Сборник программ. М., 2000; Культура и молодежь. (В соавт.). М., 2007; Теория новой музыки Нови СадБеоград, 1997 (на сербском языке).
ШЕВЦОВ Евгений Валентинович
ШЕВЦОВ Евгений Валентинович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009