1814-1861) - укр. поэт и художник, революционер-демократ. В своих произведениях остро критиковал самодержавно-крепостнич. строй. Ш. был материалистом, выступал как атеист. Религию считал орудием духовного порабощения трудящихся масс. В доступной для народа форме показывал реакц. роль релит, идеологии и духовенства. Средством преодоления религии считал распространение среди народа знаний. Но Ш. не смог объяснить соц.-клас. корней религии и указать пути ее преодоления.
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич
Источник: Атеистический словарь
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич
(1814 - 1861) - укр. поэт и художник, революционер-демократ, выступал против самодержавия и крепостничества. Атеизм являлся характерной особенностью мировоззрения Ш., всего его творчества. Правда, атеизм Ш. был ограниченным так же, как ограниченным был и его материализм. Он не мог последовательно материалистически объяснить источник веры и религиозности масс. Тем не менее Ш. видел и глубоко понимал, что религия и церковь стоят на службе у помещиков и царизма, являются орудием духовного порабощения народных масс. Ряд положений, высказанных Ш., сыграл огромную роль в истории атеизма, в разоблачении реакц. сущности религии. В противовес религии и церкви, насаждавшим темноту и освящавшим рабство, ратовал и боролся за просвещение трудящихся, был ярым поборником распространения в народе знаний как важнейшего средства освобождения его от религ. предрассудков. В религии и церкви Ш. видел одно из серьезных препятствий на пути развития политич. сознательности и освободит, борьбы народных масс, просвещения, науки и культуры. Он резко н беспощадно критиковал тех представителей науки, к-рые шли на компромисс с религией.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814—61)
украинский поэт, художник, основоположник революционно-демократического направления в украинской общественной мысли. Р. в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика и поступил в Петербургскую академию художеств. Был связан с петрашевцами. В 1847 за участие в “Кирилло-Мефодиевском обществе” был арестован, приговорен к ссылке и определен рядовым в отдельный Оренбургский корпус под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать. После окончания ссылки (1857) Ш. сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и др. сотрудниками журнала “[Современник”. Поэзия (сб. стихов “Кобзарь”, поэмы “Гайдамаки”, “Сон”, “Кавказ” и др.) и деятельность Ш. были направлены против царского самодержавия и крепостничества. Выступал против буржуазных националистов, за дружбу рус. и украинского народов, боролся за развитие национальной культуры. По своему мировоззрению Ш. был материалистом. Утверждал, что сила духа немыслима без материи. Подчеркивая неизбежность гибели феодально-крепостнического строя, он видел в народных массах решающую силу развития об-ва. Ш. резко критиковал религию и церковь. В эстетике стоял на позициях реализма, боролся за жизненную правдивость, народность и идейность искусства. Философские и эстетические взгляды поэта ярко отражены в его “Дневнике”.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Шевченко Тарас Григорьевич
(1814—61) — украинский поэт, художник, мыслитель, борец против царизма и крепостничества, основоположник революционно-демократического направления в истории украинской общественной мысли. Род. в семье крепостного. В 1838 был выкуплен у помещика. Окончил Академию художеств (1845), где учился у К, Брюллова. В 1846 в Киеве Ш. вступил в тайную политическую организацию «Кирилло-Мефодиевское общество» и возглавлял в ней революционное крыло. Он был связан и с группой петрашевцев. В 1847 Ш. был арестован, отдап в солдаты и сослан в казахские степи. После окончания ссылки (1857) Ш. сблизился с Чернышевским, Добролюбовым и др. участниками журнала «Современник», оказавшими на него плодотворное влияние. Поэзия («Сон», «Кавказ», «Завещание» и др.) и деятельность Ш. были направлены на борьбу против «банды своекорыстных помещиков» и «коронованного палача» — царя, против апологетов крепостного режима. Разоблачая гнет рус. помещиков и царя, Ш. выступал против украинских буржуазных националистов, за дружбу руо. и украинского народов, боролся 8а развитие украинской культуры и языка. Будучи по своему мировоззрению материалистом, Ш. утверждал, что сила духа немыслима без материи. Он не называл себя материалистом, т. к. ошибочно отождествлял материализм с его вульгарной формой. Подчеркивая неизбежность гибели крепостничества, он видел в народных массах решающую силу развития об-ва. Ш. резко критиковал религию и церковь. В эстетике стоял на позициях реализма, считал источником прекрасного природу. Он боролся эа жизненную правдивость, за народность и идейность искусства. Эти взгляды Ш. ярко отражены в его «Дневнике». Ш. оказал большое влияние на развитие революционной общественной мысли на Украине и украинской культуры (И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка и др.).
Источник: Философский словарь. 1963