ШЕСТЬ УЧЕНИЙ НАРОПЫ
ШЕСТЬ УЧЕНИЙ НАРОПЫ
(тиб. na ro chos drug, шесть учений Наропы) — уникальная система медитационных практик, лежащих в основе традиции кагью, а позднее принятых в гелук и других тибетских школах. Это наследие махасиддха Наропы (956–1040, другая датировка: 1016–1100) известно также как текст «Шад-дхарма-упадеща» («Толкование шести учений [йогина]», нередко переводится на русский язык как «шесть йог Наропы»), а автором его устной формы иногда называют Тилопу. Трактат посвящён шести йогическим практикам, позволяющим обрести Просветление (бодхи) в настоящей жизни или готовясь к смерти. Для этого, прежде всего, учатся концентрировать все силы (прана) на центрах внутренних психофизиологических энергий (чакра) и каналах (нади) их перемещений. Тибетцы называют это достижением предела «внутреннего жара» (gtum mo, чит. туммо, санскр. can da–li ), и это первая из шести йог. Только после её освоения возможно будет овладеть знанием следующих пяти йог: созерцать Тело иллюзии (тиб. sgyu lus), заниматься йогой сновидений (тиб. rmi lam), предаваться йоге Ясного бесконечного света (тиб.od gsal), достигать освобождения в промежуточном состоянии (бардо, санскр. антара-бхава) между прошлой жизнью и новым рождением, осваивать йогу «переноса сознания» (тиб.pho ba, чит. пхова, санскр. sa kr nti или sa krama). Именно в этом составе и в этой последовательности йоги указаны в первом произведении, посвящённом этой системе практики — «Устных наставлениях по шести учениям» (санскр. «s∙adharma-upade a-n ma», читается: «Шад-дхарма-упадеща-нама», тиб. «Chos drug gi man ngag zhes bya ba») Тилопы. Иногда тексты приводят альтернативные варианты системы: йогу бардо замещают «йогой слияния, соединения, соития» (тиб. zungjug), а йогу сновидений — йогой нового рождения (тиб. grongjug). Важно знать, что все Ш.у.Н. практически применяются только на уровнях внутренних систем Ваджраяны, или ануттара-йога-тантры. Методы Ш.у.Н. собраны из различных систем этой тантры, группирующихся вокруг образов и коренных текстов Гухьясамаджи, Чакрасамвары, Хеваджры, Ямантаки, Махамайи, Шри Чатухпитхи и др. Следует отличать рассматриваемое учение от иных, также называемых «шесть йог», например, йогини Сукхасиддхи, йогини Судхарани (йога исцеления и долголетия) или йогини Нигумы. В тексте собственно Наропы «Ваджрные строфы Карна-тантры» (санскр. kar a-tantra-vajra-g th , тиб. snyan rgyud rdo rjeI tshig rkang) собраны десять йог: 1) йога стадии построения и развития (утпатти-крама); 2) йога внутреннего огня (чандали); 3) йога практики Тела иллюзии (майя-кайя); 4) йога сновидений (свапна); 5) йога Ясного бесконечного света (абха-свара или прабха-свара); 6) йога переноса сознания (санкранти или санкрама); 7) йога переселения сознания в другое тело (тиб. grongjug); 8) йога супруги (карма-мудра) и ритуалов соития; 9) йога обретения воззрений махамудры или созерцания пустотности (шуньята); 10) йога трёх промежуточных состояний (антара-бхава). Но обычно эти десять группируются в шесть учений. Согласно современным изложениям поучений школы карма-кагью (например, Е.В. Леонтьевой), Ш.у.Н. — это шесть медитационных упражнений, связывающих работу энергий и сознания: 1) йога внутреннего тепла (тиб. gtum mo), базовая практика Ш.у.Н., в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности, и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты. В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка; 2) йога иллюзорного тела (тиб. sgyu lus), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело йидама; применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области лба; 3) йога сновидения (тиб. rmi lam), позволяющая сохранять осознавание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла; 4) йога Ясного света (тиб.od gsal), в которой применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты; 5) йога выброса сознания (тиб.pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления; 6) йога промежуточного состояния (тиб. bar do), используемая для узнавания нераздельности ясности и пустоты в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего.