теория схем, т.е. зарождающейся духовной активности. Например, момент, когда мы что-то понимаем или сводим многообразие фактов к общему принципу, — это и есть момент схемы. Впоследствии мы можем сохранять понятие, представляющее собой результат нашей умственной деятельности, но сам акт формирования идеи (схематизм) — это что-то несводимое к такому результату. Первым над этим видом умственной активности размышлял Кант в «Критике чистого разума». Но более глубоко и строго проанализировал отличающую любое духовное открытие встречу свободы и бытия (т.е. схематизм в собственном смысле слова) Фихте в «Наукоучении» (1794 г. и особенно 1804 г.).
Схематизм
СХЕМАТИЗМ
Источник: Философский словарь
СХЕМАТИЗМ
нем. Schematismus) — философское понятие, введенное Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения действия, обеспечивающего возможность применения категорий к опыту: поскольку категории — это чистые рассудочные понятия, а феномены опыта — эмпиричны, то надо найти между ними опосредствующее звено, позволяющее связывать одно с другим, т. е. осуществлять синтез (результат его — схема). Кант называет действие по его осуществлению схематизмом, полагая, однако, что смысл его до конца постичь невозможно: «Схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть» (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 223).
Т.Б.Длугач
Т.Б.Длугач
Источник: Новая философская энциклопедия
Схематизм
(Schematismus - нем.)
В кантовской философии - обозначение определенных актов
познавательной способности, играющих посредническую роль между
другими способностями (обычно высшей и низшей), или же между общим и
единичным. Особый интерес Канта вызывает проблема "схематизма чистого
рассудка". Возникновение этой проблемы, которую Кант считал одной из
труднейших для своей системы, связано с разнородностью чувственных и
рассудочных представлений, при том, что понятия рассудка должны
применяться к предметам чувств (причем Кант отмечал, что трудность при
любом решении до конца не устранима). Возможность подведения
чувственных представлений под рассудочные понятия подразумевает
наличие неких представлений-посредников, которые вбирают в себя как
рассудочные (прежде всего, всеобщность), так и чувственные качества. Это и
есть схемы, рассматриваемые Кантом в рамках общего вопроса о
функционировании трансцендентальной способности суждения.
"Материальной" основой единства выступает всеохватывающая форма
чувственного созерцания - время. Сами же схемы суть продукты чистого
воображения (конкретные механизмы продуцирования, полагает Кант,
остаются загадкой). Каждая из них содержит правило порождения
созерцаний (или образов) для того или иного рассудочного понятия.
Особый интерес представляют для Канта схемы чистых рассудочных
понятий, категорий. Схема категорий количества - число (как единство
последовательного прибавления единиц), качества - наполненность
времени. Схема субстанции - устойчивость бытия во времени, причины -
постоянная последовательность, взаимодействия - сосуществование
определений субстанций по общему правилу. Схема возможности - бытие
вещи в какое-либо (неопределенное) время, действительности - бытие в
определенное время, необходимости - бытие во всякое время. Эти схемы
суть своеобразные феномены категорий, которые придают им смысл и
вместе с тем ограничивают область их значимости. Кант признает наличие
схем и у эмпирических понятий, хотя границу между ними провести
значительно труднее. Вообще, схема должна быть четко отличена от образа
(правда, у категорий нет соответствующих им образов - в противном случае
они не были бы чистыми понятиями), имени, понятия, предмета. Образ, в
отличие от схемы, изображает единичный предмет (поэтому схема не может
быть наглядна), понятие, в отличие от схемы, интеллектуально. В итоге
вырисовывается следующий механизм взаимодействия перечисленных
познавательных компонентов. Мы воспринимаем имя, имя активирует
понятие, понятие - схему, а схема предоставляет нам тот или иной
конкретный образ (который может меняться в зависимости от
обстоятельств). При узнавании имеет место обратный процесс, только место
образа занимает предмет. Исследование Кантом проблемы схематизма - его
вклад в изучение процессов абстракции и статуса общего в человеческом
интеллекте.
Источник: Термины кантовской философии