(р. 14 окт. 1942) – западногерм. бурж. социолог. В 1943–44 – проф. социологии Страсбурского ун-та, в 1953–60 – Гамбургского, с 1960 – Вестфальского ун-тов; руководитель лаборатории социальных исследований Дортмундского ун-та. Начав с филос. исследований, Ш. после войны целиком занялся эмпирич. социологией (проблемы семьи, молодежи, сексуальных отношений, индустриальная социология и др.). В исследовании семьи Ш. утверждает, что в ходе индустриализации, урбанизации и дезорганизации, связанной с войной, нем. семья продемонстрировала стабилизирующие тенденции, связь с традицией, возросшую сплоченность ("Wandlungen der deutschen Familie in der Gegenwart", Dortmund, 1953, 3 Aufl., Stuttg., 1955). В кн.: "Скептич. поколение" ("Die skeptische Generation", D?sseldorf – K?ln, 1957) Ш. рассматривает молодежь, под влиянием ролей теории, как переходную ступень от роли ребенка к роли взрослого, связывая с этой промежуточной ступенью ее "нормативную несамостоятельность". Относя к молодежи возрастную группу от 14 до 25 лет, Ш. выделяет молодых рабочих и служащих, как определяющих лицо поколения. Разделяя теорию т.н. единого индустриального общества и "нового среднего класса" теорию, Ш. считает, что нейтрализм, скепсис в отношении идеологий, реализм, ориентация на успех свойственны молодежи всех индустриальных стран. Ш. одним из первых в ФРГ начал змпирич. исследования по индустриальной социологии, в частности изучение последствий автоматизации. В кн. "Положение нем. социологии" ("Ortsbestimmung der deutschen Soziologie", D?sseldorf – K?ln, 1959, 3 Aufl., D?sseldorf – K?ln, 1967) рассматривает историю нем. социологии, отмечая ее ведущую роль в мировом развитии социологич. теории до установления нацизма, полный упадок в период его господства и ее развитие в послевоенное время под влиянием амер. социологии. Лит.: Das Freiheitswollen der V?lker und die Idee des Planstaates, Karlsruhe, 1946, Arbeitslosigkeit und Berufsnot der Jugend, Bd 1–2, K?ln, 1952 (с сотрудниками); Industrie-und Betnebssoziologie, в кн.: Soziologie Ein Lehr- und Handbuch zur modernen Gesellschaftskunde, hrsg. von A. Gehlen und H. Schelsky, D?sseldorf–K?ln, 1955; Soziologie der Sexualit?t, Hamburg, 1955; Die sozialen Folgen der Autorflatisierung, D?sseldorf–K?ln, 1957; Schule und Erziehung in der industnellen Gesellschaft, W?rzburg, 1957. Г. Волков. Москва.
ШЕЛЬСКИ Хельмут
ШЕЛЬСКИ Хельмут
14 октября 1912, Хемниц — 24 февраля 1984, Мюнстер) — немецкий социолог, представитель антропологического направления в социологии Уче" никА Гелена Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете (с 1960) одновременно руководил Центром социальных исследовании в Дортмувде В 1966— профессор университета в Билефелвде, с 1973 — в Мюнстере. Основные направления исследований: человек и государство в условиях научно-технической цивилизации; социология культуры и социальных институтов; социология труда, автоматизации, религии, образования, семьи.
Драму современного западного общества Шельски видит в неспособности отказаться от самоидентификации со своим прошлым, от историко-философской традиции западноевропейской мысли. Между тем она, как и созданный некогда идеалистической философией образ человека, мешает воспринять уже существующую реальность в качестве новой социальнокультурной целостности. Отсюда научно-технический прогресс рассматривается как некая обособленная растущая величина, чужеродная в унаследованном мире культуры. В действительности человек обрел сегодня единство с миром на более высоком уровне: он узнает себя в своих технических конструкциях, сфера господства впервые создается самим господствующим, человек постоянно утверждает себя в своей универсальной производительной деятельности. «Метафизическая бесприютность» человека 20 в. основывается на ностальгических воспоминаниях о свободе субъективности в условиях прежнего отчуждения. Суверенность современного человека Шельски относит всецело к сфере научно-рациональной продуктивности; субъективность остается задачей художественного самовыражения. Шельски стремится вернуть обществу осознание человеческого содержания научно-технического прогресса: техника — это сам человек в качестве науки и труда. Правда, высвободившись из-под власти природы, человек подпадает под власть законов созданного им технического универсума. Порождаемые последним социально-духовные проблемы не поддаются иному решению, кроме технического, конструктивного. В этом круговороте отпадает вопрос о «смысле целого»; место демократии как общественного волеизъявления занимает «логика вещей» (Sachzwang) — необходимость, произведенная в конечном счете самим человеком. Социологическая школа Шельски была одной из самых значительных в 1950—80-е гг. Радикализм многих утверждений Шельски явился поводом для бурной полемики в ФРГ.
Соч.: Ortbestimmung der deutsehen Soziologie. Dusseldorf—Koln, 1959; Auf der Suche nach Wirklichkeit: Gesammelte Aufsatze. DusseldorfKoln, 1965; Die Arbeit tun die anderen. Opiaden, 1975.
T. M. Тавризян
Драму современного западного общества Шельски видит в неспособности отказаться от самоидентификации со своим прошлым, от историко-философской традиции западноевропейской мысли. Между тем она, как и созданный некогда идеалистической философией образ человека, мешает воспринять уже существующую реальность в качестве новой социальнокультурной целостности. Отсюда научно-технический прогресс рассматривается как некая обособленная растущая величина, чужеродная в унаследованном мире культуры. В действительности человек обрел сегодня единство с миром на более высоком уровне: он узнает себя в своих технических конструкциях, сфера господства впервые создается самим господствующим, человек постоянно утверждает себя в своей универсальной производительной деятельности. «Метафизическая бесприютность» человека 20 в. основывается на ностальгических воспоминаниях о свободе субъективности в условиях прежнего отчуждения. Суверенность современного человека Шельски относит всецело к сфере научно-рациональной продуктивности; субъективность остается задачей художественного самовыражения. Шельски стремится вернуть обществу осознание человеческого содержания научно-технического прогресса: техника — это сам человек в качестве науки и труда. Правда, высвободившись из-под власти природы, человек подпадает под власть законов созданного им технического универсума. Порождаемые последним социально-духовные проблемы не поддаются иному решению, кроме технического, конструктивного. В этом круговороте отпадает вопрос о «смысле целого»; место демократии как общественного волеизъявления занимает «логика вещей» (Sachzwang) — необходимость, произведенная в конечном счете самим человеком. Социологическая школа Шельски была одной из самых значительных в 1950—80-е гг. Радикализм многих утверждений Шельски явился поводом для бурной полемики в ФРГ.
Соч.: Ortbestimmung der deutsehen Soziologie. Dusseldorf—Koln, 1959; Auf der Suche nach Wirklichkeit: Gesammelte Aufsatze. DusseldorfKoln, 1965; Die Arbeit tun die anderen. Opiaden, 1975.
T. M. Тавризян
Источник: Новая философская энциклопедия