течение в духовной жизни Германии, России и др. стран Европы, связанное с влиянием разных сторон и этапов филос. деятельности Шеллинга. Ш. носило разнородный характер и не образовало особого филос. направления или школы. Среди последователей философии тождества Шеллинга в Германии - эстетик и историк философии Ф. act (1778- 1841), Й.Я. Вагнер (1775-1841), К. В. Ф. Зольгер, позднее критиковавший Ш. в своей эстетике. Большая группа романтич. натурфилософов была привлечена универсалистским филос. толкованием естествознания у Шеллинга - среди них Й.В. Риттер (1776-1810), Л. Окен (17791851), Г. X. Шуберт (17801860), X. Стеффенс (1773-1845), И. П. В. Трокслер (1780- 1866).
В России значит. распространение Ш. было связано с деятельностью нем. профессоров, преподававших в моск. и харьковском ун-тах (И. Г. Буле, И. Б. Шад и др.), слушанием лекций Шеллинга (Д. М. Велланский), изучением его соч. (В. Ф. Одоевский, И. И. Надеждин и др.).
0.00 байт
О русском шеллингианстве (проблема заимствования философской системы)
В статье представлен анализ процесса ассимиляции философии Шеллинга в русской культуре первой трети XIX в. контексте типологии преемственности.