ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм
философ; p. 27. 1. 1775 (Леонберг, Вюртемберг) — ум. 20.JL 1854 (Бад-Рагац, Швейцария); преподавал в Йене, Вюрцбурге, Эрлангене, Мюнхене и Берлине. Стоя на позициях немецкого идеализма (являясь вместе с Фихте и Гегелем главным его представителем), он развивает его в направлении романтики; из-за многочисленных изменений в своих взглядах он назван «философским Протеем». Примыкая к Канту и Фихте, он создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая, в конце концов, трансформировалась в философию тождества: противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу, этот абсолют познается непосредственно, в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве, которые или равноправны с философией, или часто даже возвышаются над ней и объединяют все разделенное. В предметах эмпирической действительности, по Шеллингу, в основном представлена то природа, то дух. В соответствии с этим царство природы и царство духа (история) образуют ряды (развития), отдельные ступени которых Шеллинг называет «потенциями». Эти «потенции» родственны друг другу только благодаря их общей первооснове, абсолюту; следовательно, ступени не возникают одна из другой, а выделяются абсолютом из самого себя, достигая, таким образом, своего полного развертывания. Учение Шеллинга о развитии, как и у Гегеля, является идеалистическим. Особенно ярко основы шеллингианской метафизики природы обнаруживаются в стихотворении «Epikurisches Glaubensbekenntnis Heinz Widerporstens» (1799). С 1807 Шеллинг обращается к проблеме свободы человека и его отношений к Богу, основывающихся на человеческой воле. Наконец, в своей метафизике религиозной истории Шеллинг развил основы позднейшей религиозной науки (науки о религии). Последний период в его философском развитии составляет глубокомысленная, труднодоступная мистика. Осн. соч.: Ideen zu einer Philosophie der Natur, 1797 (рус. пер.: Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки, 1998); Von der Weltseele, 1798; System des transzendentalen Idealismus, 1800 (рус. пер.: Система трансцендентального идеализма, 1936); Vorlesungen über die Methode des akademischen Studiums, 1803; Über das Wesen der menschlichen Freiheit, 1809 (рус. пер.: О сущности человеческой свободы, 1908); Philosophie der Mythologie und Offenbarung, 1848; Clara oder über den Zusammenhang der Natur mit der Geisterwelt, 1948; Собр. соч.: Ausgewählte Werke, 2 Bde., 1973—1974; Gesamtausgabe, 14 Bde., 1856—1862; Gesamtausgabe, 12 Bde., 1925—1928; 1983—1984; Studienausgabe, 1974 ff; Briefe und Dokumente, 3 Bde., 1962—1973. (Hapyc. яз.: Философия искусства, 1966; Соч., т. 1— 2, 1987—1989; Система мировых эпох, 1999; Ранние философские сочинения, 2000; Философия откровения, т. 1—2, 2000—2002). — Библиография: Schneeberger. Schelling-Bibliographie, 1954. Knittermeyer. S. u. die romant. Schule, 1927; H. Fuhrmans. S.s Philos. der Weltalter, 1954; Z. Zelter. S., 1954; W. Schulz. Die Vollendung des dt. Idealismus, 1955; H.-J. Sandkübler. Freiheit und Wirklichkeit — Zur Dialektik von Politik und Philos. bei S., 1968; K.-H. VolkmannSchluck. Mythos und Logos — Interpretationen zu S.s Philos. der Methodologie, 1969; W. Hartkopf. Studien zur Entwicklung der modernen Dialektik, I—II, 1972—1975; I. Görland. Die Entwicklung der Frühphilos. S. s in Auseinandersetzung mit Fichte, 1973; H. M. Baumgartner (Hg.). S. Einf., 1975; R. Lauth. Die Entstehung von S.s Identitätsphilosophie in der Auseinandersetzung mit Fichtes Wissenschaftslehre, 1975; H.-J. Sandkühler (Hg.). Natur und gesch. Prozeß, 1984 (mit Bibi.); M. Frank. Eine Einf. in S.s Philos., 1985; B. Wanning. Konstruktion und Gesch. — Das Identitätssystem als Grundlage der Kunstphilos. bei F. W. J. S., 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961