исламское религиозно-политическое движение в России, развивавшееся с середины XIX в. на основе религиозно-философских идей суфизма (см. "Суфизм"), во главе которого стояли шейхи (ишаны) - проповедники учения панисламизма как равенства всех мусульман вне зависимости от национальной принадлежности.
Ш. своими корнями уходит в арабо-исламские религиозно-политические структуры и берет свое начало среди суфийских богомольцев, духовных наставников и проповедников ислама - мусульманских авторитетов (шейхов). Так, например, многочисленные последователи Ибн Араби (1165 - 1240) называли его "Великим шейхом суфизма". Затем, выделившись из суфизма, шейхизм развивался в организационном отношении.
Суфийские ордены (например, орден Накшбенди) в виде организаций в рамках течений шейхизма (ишанизма) существовали в России на территории Северного Кавказа, Поволжья и Урала до начала XX в., а на Северном Кавказе возродились в самое последнее время.
Шейхистские ордены и братства, которыми по внутреннему уставу каждого руководили свои наставники (шейхи, ишаны), объединялись в иерархическую структуру материнских или основных (усул) братств и их дочерних ответвлений, создававших свои ханаки - суфийские обители (религиозные странноприимные дома) и организовывавших по собственному уставу свою духовную жизнь.
Существует отдаленное сходство суфийских шейхистских орденов и братств с христианскими орденами нищенствующих монахов и, с другой стороны, с католическими духовно-рыцарскими орденами. При этом главы шейхистских орденов (шейхи, ишаны) в некотором смысле по статусу напоминают генеральных капитулов или великих магистров католических монашеских орденов в средневековой Европе. Однако в отличие от них шейхи наследовали своим потомкам, а не избирались и не утверждались, как утверждались папой римским великие магистры.
Учение Ш. содержит проповеди спасения души и бренности земного существования, проповедует аскетизм, братство мусульман любой национальности.
Причинами возникновения и развития религиозно-философских тенденций, формировавшихся в Ш., являются социально-политические проблемы российских мусульман, приведшие к возникновению эскапистских и панисламистских настроений.
(Лит.: Ислам - Энциклопедический словарь. М., 1991; Исхаки Г.Г. Идель - Урал. Набережные Челны: Газетно-книжное изд-во "КАМАЗ", 1993, с. 35 - 37; Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М., 1993, 328 с.; Тримингем Дж. С. Суфийские братства и ордены. М., 1989, 328 с.; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. с. 664.)
И. А. Латыпов