ШЕФТСБЕРИ Эшли-Купер, Энтони, 3-й граф

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШЕФТСБЕРИ Эшли-Купер, Энтони, 3-й граф

Антони Эшли Купер): английский философ (Лондон, 1671 — Неаполь, 1713). Развивал философию чувства, основанную на доверии к человеческой природе, и идею естественной религии. Его произведение «Характеристики человека» (1711) оказало значительное влияние яа Дидро и его «Очерк о заслуге и добродетели».

Источник: Философский словарь

ШЕФТСБЕРИ Эшли-Купер, Энтони, 3-й граф

Cooper), граф (26 февраля 1671, Лондон— 15 февраля 1713, Неаполь) — английский эстетик, моралист, философ. Член парламента (1699—1702). Шефтсбери соединял эллинистический космоцентризм с деизмом. Его оптимистический взгляд на устройство мира и человека противостоит как теологической доктрине грехопадения человека, так и идее Гоббса о войне всех против всех. Для него характерен своего рода холизм: нельзя познать и оценить смысл и значение любого элемента универсума, в т. ч. природы человека, абстрагируясь от Целого. Человек образует систему способностей, которые должны гармонировать друг с другом и с космосом, согласно замыслу Творца. Преобладание стремлений к общему благу — путь к добродетели и счастью человека. Приоритет своекорыстных желаний — путь к злу и несчастью. Шефтсбери в самых общих чертах наметил доктрину морального чувства, которое доставляет эстетическое наслаждение от созерцания добродетельных действий и добродетельного характера. Этика Шефтсбери вызвала противоречивые отклики. Ее высмеивал Б. Мандевиль в комментариях к «Басне о пчелах». Беркли усматривал в его философии иррелигиозные мотивы. Напротив, Ф. Хатчесон поддержал идею морального чувства и развил ее в целостную систему моральной философии. Д. Юм причисляет Шефтсбери к тем английским философам, которые стали развивать науку о человеке на новом фундаменте.
Основные произведения Шефтсбери собраны в книге «Характеристики людей, обычаев, мнений и времен» (Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1—2), изданной в Лондоне в 1711. Второе, расширенное и исправленное издание вышло в 1714, уже после смерти автора.
1-е издание содержало «Исследование добродетели, или достоинства», «Письмо об энтузиазме», «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и доброго расположения духа», диалог «Моралисты (Философская рапсодия)», «Солилоквия, или Совет автору». Во 2-м издании в 3-м томе добавлен трактат «Мысли о разном». В этом же издании добавился 7-й трактат — «Замечания об историческом сюжете или табулатуре выбора Геркулеса». В издании 1733 появилось «Письмо об искусстве, или науке рисунка, написанное в Италии по случаю выбора Геркулеса». Книга Шефтсбери, написанная непринужденным, живым языком, иногда возвышенным стилем, пользовалась значительным успехом и у соотечественников, и у просветителей на континенте, а позднее — у романтиков. В течение 18 в. сочинения Шефтсбери издавались в основных европейских странах. Соч.: Эстетические опыты, пер. А. В. Михайлова. М., 1975.
М. А. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

Шефтсбери Эшли-Купер, Энтони, 3-й граф

1671-1713) - английский философ-моралист, эстетик.
Написал ряд сочинений, которые были изданы под общим названием «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1711). Эта книга получила большую известность.
Свою концепцию Шефтсбери сформулировал в следующем принципе: «Красота и благо - это одно и то же». Этим принципом он утверждал единство красоты и добра, красоты и нравственности. Главными признаками прекрасного являются гармония, соразмерность, пропорциональность, которые суть также и главные признаки нравственности. Нравственная красота - это гармоничное сочетание душевных проявлений личности.
Шефтсбери утверждает, что эгоистические стремления и влечения человека подчиняются его альтруистическим установкам. В результате возникает гармония души, при которой альтруистические аффекты контролируют эгоистические влечения и человек избавляется от противоположных склонностей - злобы, коварства, мстительности и т.п. влечений, не соответствующих его природе.
Такую гармонию внутренних, душевных влечений человека Шефтсбери называет естественным состоянием человеческой натуры, «моральным чувством» человека.
Хотя Шефтсбери был последователем Локка, он не признавал локковского отрицания врожденных моральных принципов. Наоборот, он считал, что добродетель заложена в самой человеческой природе, что все представления о прекрасном, справедливом и честном идут только от природы и ни от чего больше.
Согласно Шефтсбери, нравственность имеет автономный характер, не зависит от влияния внешней стороны, хотя она может быть развита, усовершенствована путем непрерывных упражнений. Добродетельное поведение определяется, согласно Шефтсбери, не выгодой, не пользой, не получением какой-либо награды или наказания, а потому, что наличие добродетели - само по себе вознаграждение человека, которое делает его счастливым.
Добродетель.для Шефтсбери - самое главное и наиболее привлекательное из всего самого превосходного и прекрасного. Добродетель по своей природе социальна и альтруистична.
Шефтсбери выступал также против утилитаристского подхода к нравственности, который был присущ Локку и Гоббсу. Он писал, что весь образ мышления человека должен соответствовать и способствовать благу рода человеческого, соединяя добродетель и счастье, альтруизм и эвдемонизм.
Шефтсбери полагал, что добродетель дает возможность соединить личные и общественные интересы. Добродетель, по мнению Шефтсбери, - это такое нравственное качество, которое, являясь благодетельным для общества, одновременно есть также счастье и для отдельного человека.
Шефтсбери отрицал связь религии и нравственности. Подобно П.Бейлю, он полагал, что религия не является основой морали. Он выступал против религиозной нетерпимости. В то же время признавал, что Бог - это своего рода нравственный идеал, воплощающий в себе совершенную красоту.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ШЕФТСБЕРИ Эшли-Купер, Энтони, 3-й граф

Shaftesbury), Антони Эшли К у п е р (Cooper), граф (26 февр. 1671 – 15 февр. 1713) – англ. философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Учение Ш. проникнуто эстетизмом, чувством космич. гармонии Вселенной и гармонич. идеала человеч. существования. Восхищение природой у Ш. принимает характер оптимистич. "космодицеи". Царящее в мире гармонич. единство в многообразии он связывает с творчеством как принципом развития, конечным источником к-рого является бог, понимаемый как мировой дух; признание бога не нарушает, однако, принципа всеобщей закономерности. Учение Ш. о нравственности основано на понятии врожденного человеку "нравственного чувства" (moral sense), предопределяющего естеств. стремление человека к добру (см. Нравственной санкции теории). В отличие от Локка, понятие "внутреннего чувства" не связано у Ш. с критикой врожденных идей. Нравственность требует гармонич. сочетания индивидуальных влечений с обществ. склонностями: те и другие изначально присущи человеч. природе. Этика Ш. не является ни рационалистической, ни утилитаристской. Добро ценно само по себе; хотя оно и служит источником блаженства, но не тождественно ему. Сближая этику с эстетикой, Ш. подчеркивает эстетич. характер нравств. блаженства "гармонической жизни" как выражения прекрасного: "красоты садов и рощ внутри нас" ("The life, unpublished letters and philosophical regimen...", L., 1900, p. 32). Тем самым "между искусством и добродетелями устанавливается тесная взаимосвязь и так искусствоведческая наука и наука о добродетели сливаются как бы в одну" ("Characteristics of men, manners, opinions, times", v. 1, L., 1900, p. 267). В своей этике Ш. ведет борьбу как против материалистич. сенсуализма и эвдемонизма Гоббса, так и против религ. морали, к-рая, выводя нравственность из послушания богу и санкционируя ее наградой и наказанием, лишает нравственность независимости и самостоят. ценности. Свой эстетич. энтузиазм Ш. противопоставляет религ. фанатизму. Ш. был подвергнут критике Беркли в "Алцифроне", а также Мандевилем за его чрезмерный альтруизм и оптимизм. Его учение оказало большое влияние на Хетчесона и Юма, а также на франц. и нем. просветителей (Дидро, Гердер, Шиллер, Гете). Б. Быховский. Москва. Идея достоинства и личной независимости, внутр. свободы человека, равновесия в нем чувственного и рационального, достигающая наибольшей ясности в диалоге "Моралисты", – осн. идея Ш., ради к-рой он отбрасывает догматич. содержание и условности систематич. философии и этики и в непрестанных поисках адекватной формы выражения делает свое изложение все более "образным". Так, картина мира, нарисованная в "Моралистах", – это развернутое поэтич. "подобие" мира; филос.-эстетич. "прекраснодушная" беседа становится здесь аллегорией человеч. сосуществования. Филос. идеи используются здесь не для обоснования этики, а для интуитивного усмотрения ее истинности, поскольку свобода человека определяется в этике Ш. негативно, как отсутствие несвободы, к.-л. долженствования. Весьма широкое представление Ш. о человеке, в единстве его социальной, этич. и эстетич. сторон, перекрещивается с более конкретным образом человека, списанного с англ. аристократа: социальную основу своего идеала Ш. находит в очищенном англ. устройстве общества. Благодаря переводу религ. представлений в сферу образности религиозность Ш. становится неопределенной (нек-рые современники обвиняли его в атеизме). В восприятии античности философия Ш. несводима к традиции платонизма (в частности, кембриджских платоников). Одной из праформ историзма нового времени является восприятие античности у Ш. как нормативной целостности, к-рую он противополагает новому времени. Практицизм античности (типа Ксенофонта) Ш. переносит в космич. план, наполняя довольно простые модели глубоким смыслом и эмоцион. содержанием (ср. иерархию форм в "Моралистах": формы несозданные и создающие, созданные и создающие, формы простые). В целом миросозерцание Ш. (в особенности его идеал человека) выходит за рамки Просвещения и не исчерпывается им. Соч.: Second characters..., [?. ?.], 1914; S?mtliche Schriften, Bd 1–14 (парал. англ. текст и нем. пер.), Stuttg., 1963–. Лит.: Stettuer L., Das philosophische System Shaftesbury´s und Wielands Agathon, Halle, 1929; Сassirer E., Die Platonische Renaissance in England und die Schule, Camb.–L., 1932; Meinecke F., Shaftesbury und die Wurzeln des Historismus, В., 1934; Brett R. L., The third earl of Shaftesbury, L., 1951; Aldridge A. O., Shaftesbury and the deist´s manifesto, Phil., 1951; Zani L., L´etica di lord Shaftesbury, Mil., 1954; Selllegel D. В., Schaftesbury and the French deists, Chapel Hill, [1956]; Anсeschi L., L´estetica dell´empirismo inglese, t. 1 – Da Bacone a Shaftesbury, Bologna, 1959; Wolff E., Shaftesbury und seine Bedeutung, Tubingen, 1960. Ал. В. Михайлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.