ШЕФФЛЕ Альберт

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Шеффле, Альберт

1831 - 1903) - немецкий экономист, катедер-социалист (сторонник социальных реформ на почве существующего экономического строя). Противник социал-демократии. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ШЕФФЛЕ Альберт

(24 февр. 1831 – 25 дек. 1903) – нем. политэконом и социолог. Профессор политэкономии в ун-тах Тюбингена (1860–1868), Вены (1868–70) и Штутгарта (1871–1903). В 1871 был министром торговли Австрии. Редактор "Zeitschrift f?r die gesamte Staatswissenschaft". Ш. независимо и одновременно с П. Лилиенфельдом, А. Эспинасом и Р. Борисом выдвинул осн. идеи органической школы в социологии, уподобляя в своей осн. социологич. работе "Строение и жизнь социальных тел" ("Bau und Leben des sozialeri K?rpers", Bd 1–4, Tubingen, 1875–78; 3 AufL, Bd 1–2, Tubingen, 1896) общество организму, видя в первом "социальное тело" с социальными тканями, с особыми социальными органами, причем основу развития социальной жизни Ш. искал в дарвиновском принципе борьбы за существование. Он резко выступал против индивидуалистич., механически-атомистич. понимания общества. В последние годы жизни под влиянием критики Ш. смягчил и несколько изменил ряд своих осн. положений, подчеркивая приблизительный и подчас условный характер органико-биологич. и психологич. аналогий. Неизменным осталось убеждение Ш. в преимуществе целостного подхода к рассмотрению социальных явлений (см. "Abriss der Soziologie", hrsg. von К. B?cher, T?bingen, 1906). Социологич. концепция Ш. дуалистична, исходит из признания как духовных, так и материальных предпосылок обществ. развития. Подлинным предметом социологии Ш. все же признавал духовные взаимоотношения между людьми, сводя социологию к анализу способов общения. Духовно-этич. ценности Ш. выдвигал в качестве осн. факторов, приведших к возникновению общества и культуры (выделяя, напр., в качестве такого фактора воспитанность – Gesittung). Подобные методологич. установки проявлялись и в работах по политэкономии, к-рую он пытался поставить на "этико-антропологич. основу". Ш. – один из виднейших представителей катедер-социализма. К идеям марксизма относился противоречиво – от признания ряда положений экономич. учения Маркса (истолковывавшихся, правда, с выхолащиванием их революц. содержания) до полного отрицания идей науч. социализма ("Бесперспективность социал-демократии" – "Die Aussichtslosigkeit der Sozialdemokratie", T?bingen, 1891). Социологич. идеи Ш. оказали большое влияние на концепции амер. социологов Смолла и Кули. Соч.: ?ber die ethische Seite der national?konomischen Lehre vom Werte, T?bingen, 1862; Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, 3 Aufl., Bd 1–2, T?bingen, 1873; Gesammelte Aufs?tze, Bd 1–2, T?bingen, 1885–87; Aus meinem Leben, Bd 1–2, В., 1905; в рус. пер. – Капитализм и социализм, ч. 1, СПБ, 1871; Квинтэссенция социализма, СПБ, 1906; Сущность социализма, П., 1917. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.