ШЕДЕВР
ШЕДЕВР
[фр. chef-d’oe uvre] – 1) первоначально – образцовое изделие, которое должен был представить средневековый ремесленник для получения звания мастера; 2) позднее, шедевр – произведение, являющееся высшим достижением культуры (искусства).
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Шедевр
фр. chef-d`oeuvre) 1) образцовое изделие, которое во многих средневековых цехах требовалось от ремесленника, стремящегося стать самостоятельным мастером для доказательства его профессионального мастерства; 2) образцовое произведение – высшее достижение искусства, мастерства.
ШЕДЕВР
фр. chef-doeuvre — образцовое произв.) —совершенное произв. иск-ва; «зрелище внутренней гармонии» (Гегель), достигаемое в том случае, когда содержание художественно, а форма содержательна. Отличительное свойство Ш.— адекватность эстетических идей, глубины замысла художника его воплощению в произв. иск-ва. «Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво» (Толстой). Для Ш. характерна завершенность замысла, внутренняя гармония даже в том случае, когда худож. произв. отличается подчеркнуто экспрессивной стилистикой и отображает дисгармоничные явления (поздние произв. Микеланджело, поэма «Двенадцать» Блока, «Седьмая симфония» Д. Д. Шостаковича). Ш.— проявление индивидуальной неповторимости прекрасного в иск-ве, поражающее удивительной нерасчлененностью, слиянием частей (Шеллинг) и вместе с тем самостоятельной полнокровной жизнью каждой из них (Гегель). Белинский полагал, что «органическое единство и тождество идеи с формой и формы с идеей бывает достоянием одной гениальности». Такие произв. «всегда были и будут редки»; одно-два по каждой отрасли иск-ва при жизни одного поколения. Ш. характеризуется уникальностью, возвышением над мн. др., даже талантливыми произв. иск-ва, непохожестью даже на те из них, к-рые близки ему по национально-исторической и стилевой традиции. Известны имена гениальных художников, каждый из к-рых создал не один, а мн. Ш. (Шекспир, Моцарт, Росси, Пушкин, Шостакович), иные прославились единичным Ш. (таков «Дон Кихот» Сервантеса, по отношению к к-рому др. произв. автора—лишь рама к Ш.), третьи завершают свои искания на определенном отрезке творческого пути созданием Ш. (Рембрандт, Рубенс). Худож. культура знает немало Ш., создатели к-рых остались безымянными, да и сами произв. оказываются признанными как Ш. лишь спустя столетия («Троица» А. Рублева). Немало Ш. народного искусства и древн. цивилизаций обнаружено фольклористами, этнографами, искусствоведами, археологами XIX—XX вв., в т. ч. на территории СССР. Ш. недостаточно открыть, важно ввести его в активный фонд совр. эстетической культуры. Значение Ш. в эстетической культуре огромно. По образной характеристике Гегеля, их «совершенство и великолепие... должно быть духовной купелью, светским крещением, дающим душе первый и неизгладимый тон и тинктуру вкуса...». Рожденные пиками развития иск-ва, Ш. доставляют худож. наслаждение не только их современникам, но и последующим поколениям, сохраняют «значение нормы и недосягаемого образца», дают мерило для худож. оценки, мыслимый сравнительный критерий, воображаемую точку отсчета для представления о ценностях иск-ва (Ценность эстетическая).
Источник: Эстетика: Словарь