ШАВАНН Эдуард
ШАВАНН (Chavannes) Эдуард
5.10.1865, Лион,-29.1.1918, Париж. Исследователь древней истории, философии и религий Китая, гл. обр. т.н. сев. буддизма, даосизма и конфуцианства. Наставник А. Масперо и П. Пельо. Получил филос. образование в Эколь Нормаль Сюперьер (Париж). В 1889, 1891 и 1893 находился в Пекине. В 1893 назначен проф. кафедры яз. и лит-ры Китая в Коллеж де Франс (Париж). В 1904 стал одним из ред. междунар. синологич. журн. "Тун бао". С 1903 -чл., с 1915 -президент франц. Академии эпиграфики и литры. После первого пребывания в Китае пришел к выводу, что синологич. наука не готова к исследованию древнекит. философии, т.к. не изучена сама история древнего Китая, в части, не переведено ни одно из раннесредневек. историч. соч. Ш. начал перевод "Ши цзи" Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.), издал пять томов, но закончить эту работу не успел. Ш. ставил своей целью создание целостной науч. истории Китая, в т.ч. его идеологич. течений. Наряду с изучением историч. и филос. трудов проводил полевые исследования в Китае с целью выявления памятников кит. культуры, в осн. эпиграфич. материала религ. характера. В кит. религиозно-филос. воззрениях отразился, по его мнению, "неизменный психологич. практич. склад китайцев, состоявший в полной удовлетворенности земной жизнью". Ш. указывал на большую роль религ. традиций в обществ, отношениях Китая. Полагал, что древняя нар. религия Китая, связанная с культом сил природы, сохранилась почти неизменной вплоть до нач. 20 в. Буддизм не сыграл в Китае революционизирующую идеологич. роль, как это удалось христианству в антич. Европе. Древняя нар. религия и осн. на ней даосизм вобрали в себя многие элементы буддизма, но существенно трансформировали их. Ш. посвятил ряд работ исследованию даос, ритуала, проследив его историю от древности до нового времени. Уделял значит, внимание изучению конфуцианства как гос. религиозно-филос. и идеологич. системы, цементирующей Китай в политич. отношении, но являющейся гл. помехой для его "европеизации". Вместе с тем Ш. рассматривал историю кит. философии и культуры как часть всемирной истории культуры. Исследовал проблемы культурного * взаимодействия Китая с окружающими народами в пер. средневековья, в т.ч. связи кит. буддистов с Индией, проникновение в Китай учений христианского и исламского толка. *Les memoires historiques de Se-ma Tsien. P., 1895-1905; Le Tai Chan. P., 1910; Au sujel du canon laoisles (with P. Pelliot) // Journal asiatique. P., 1911; Le Jet de Dragons. P., 1919; "Алексеев B.M. Наука о Востоке: статьи и док-ты. М., 1982. С. 68 - 85 и по Указателю. Е.А. Петрова