ШАУМЯН Степан Георгиевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ШАУМЯН Степан Георгиевич

родился в Тифлисе в 1878 г. Его общественно-революционная деятельность начинается в 1899 г., среди революционного студенчества. До революции он принимал активное участие в нелегальной работе на Кавказе. После февраля становится одним из руководителей кавказской организации. Еще до Октябрьской Революции Шаумян был избран бакинскими рабочими председателем Бакинского Совдепа. Под его руководством прошел год напряженной борьбы, которая закончилась мартовским (в 1918 г.) переворотом, установившим диктатуру пролетариата. Шаумян становится во главе Бакинского Совнаркома - в качестве председателя, одновременно занимая пост Комиссара по иностранным делам. После оккупации Баку англичанами Шаумян был расстрелян в числе 26 бакинских комиссаров 20 сентября 1918 г. /Т. 3/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ШАУМЯН Степан Георгиевич

(парт. псевд. – С у р е н , С у р е н и н , А я к с) [1(13) окт. 1878 – 20 сент. 1918] – деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, теоретик-марксист. Член Коммунистич. партии с 1900. Ученик и соратник В. И. Ленина; один из 26 бакинских комиссаров, расстрелянных английскими интервентами и эсерами. Род. в Тифлисе; в 1898 окончил реальное уч-ще; в 1900–02 учился в Рижском политехнич. ин-те, откуда был исключен за революц. деятельность. В 1902 поступил на филос. фак-т Берлинского ун-та. Ш. – один из основателей и руководителей большевистских печатных органов: "Кавказский рабочий листок", "Кайц" ("Искра"), "Бакинский пролетарий", "Бакинский рабочий", "Совр. жизнь" и др., активный сотрудник "Правды". Участник IV и V съездов РСДРП; на 1-м Всеросс. съезде Советов был избран членом ВЦИК; от имени большевиков предложил на съезде резолюцию о мире, к-рая связывала вопрос о заключении мира с борьбой против империализма. На VI съезде РСДРП(б) Ш. был избран членом ЦК. В окт. 1917 руководил в Тифлисе 1-м съездом коммунистич. орг-ций Кавказа. В дек. 1917 – сент. 1918 – чрезвычайный комиссар Совнаркома РСФСР по делам Кавказа. Работы Ш. в области теории, как и его практич. деятельность, были тесно связаны с историей ленинской партии, с насущными задачами революц. движения. В разгар рус. революции 1905 Ш. опубликовал филос. работу "Эволюционизм и революционизм в обществ. науке", в к-рой показал, что неумение совместить "эволюционизм", т.е. идею развития обществ. жизни, с "революционизмом", абсолютизация той или др. стороны революц. процесса приводит к извращению и отрицанию марксизма. "Если, с одной стороны, появляются "эволюционисты", отрицающие всякое значение за революционизмом, то, с другой стороны, нам приходится видеть крайних, если можно так выразиться, революционистов", игнорирующих основные законы общественной эволюции и впадающих вследствие этого в ...утопическое, анархическое бунтарство"..." (Избр. произв., т. 1, 1957, с. 65). Ш. раскрывал тесную связь ревизионизма философского и политического; в годы реакции он боролся против меньшевистского оппортунизма в политич. практике и догматизма 2-го Интернационала в теории, против ликвидаторства и его филос. "теоретиков". В 1908, в связи с борьбой Ленина против эмпириокритицизма, Ш. писал: "...Мы твердо убеждены в правильности позиции Ильича...". "...Положение т о ж д е с т в а бытия и сознания, по-моему, разрушает всю систему Маркса" (там же, с. 267, 286). Ш. писал, что положит. результатом борьбы Ленина с эмпириокритиками будет "...лучшее знакомство с философскими основаниями марксизма и, думается, очищение от новых измов", желающих быть дополнением марксизма" (там же, с. 268). Ш. критиковал историков-идеалистов, создававших культ героев и сводивших историю к описанию деятельности царей и полководцев: широкое общественное движение, по Ш., вызывается глубокими социально-политическими причинами, а не деятельностью отдельных лиц, как бы талантливы они ни были. Ш. подчеркивал, что история приобретает свой действит. смысл лишь тогда, "...когда выявляются п р и ч и н н а я связь и закономерность между событиями и действиями людей" (там же, с. 373). Большое место в трудах Ш. занимает разработка нац. вопроса. Считая, что "национализм настолько же имманентен" буржуазному мировоззрению и буржуазной практике, насколько интернационализм – новому социалистическому мировоззрению" (там же, с. 516), Ш. последовательно разоблачал национализм, отстаивал идею интернационализма, "являющегося бесценным благом для пролетариата". По заданию Ленина в 1914 Ш. опубликовал работу "О национально-культурной автономии", в к-рой разоблачил эту утонченную разновидность национализма, показав его связь с оппортунизмом. Ш. выступал также с литературно-критич. статьями, имевшими важное значение в защите и пропаганде марксистско-ленинских эстетич. идей. Еще в 1902 в речи, посвященной 40-летию лит. деятельности Г. Агаяна, Ш. призывал писателей следовать традициям Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, к-рые в своем творчестве исходили не из того, что м о ж н о напечатать в тот или иной момент времени, а из того, что нельзя не написать, что н у ж н о для освобождения народа и прогресса. Вместе с тем, говорил Ш., каждый, кто заинтересован в том, чтобы народ имел достойную его лит-ру, "...должен прежде всего объявить войну тем условиям и политическим порядкам, которые препятствуют свободному, естественному развитию народа..." (там же, с. 10). В работах, посвященных Л. Н. Толстому, Ш. останавливается на противоречиях его мировоззрения и творчества, подчеркивает критич. содержание его произв., разоблачая вместе с тем иллюзорно-религ. характер самой доктрины толстовства. Ш. усматривал нек-рые слабые стороны и в мировоззрении М. Горького, в частности народнич. элементы в оценке им роли личности, интеллигенции. Вместе с тем, отмечая попытки либерально-бурж. критиков Горького извратить пролет. характер его творчества, Ш. писал: "...Горький составляет красу и гордость пролетарской литературы!.. Он наш художник, наш друг и соратник в великой борьбе за освобождение труда" (там же, с. 316, 317). В период подготовки и проведения социалистич. революции Ш. выступал с многочисл. теоретич. работами, к-рые были непосредственно связаны с практич. задачами революции и Сов. власти. В работах "Политика Временного правительства и национальности", "Национализм на Кавказе и оголение фронта", "Письмо В. И. Ленина по нац. вопросу", "Вопрос о власти в Закавказье", "О старой школе", "Лекция о коммуне" и др. Ш. боролся против бурж.-националистич. правительств за установление Сов. власти в Закавказье, а после ее завоевания показывал, как на основе новых социалистич. отношений будет складываться соответствующий им образ мыслей, чувств и психологии. Соч.: Избр. произв., т. 1–2, М., 1957–58; Лит.-критич. статьи, 2 изд., М., 1955. Лит.: Ленин В. И., [Письма] С. Г. Шаумяну, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48 и 50; История философии, т. 5, М., 1961, с. 216–21, 267; Калтахчян С. Т., Борьба С. Г. Ш. за теорию и тактику ленинизма, М., 1956; Агаджанян Г. С., Вопросы марксистско-ленинской теории в трудах Ст. Ш., Ер., 1958; Воскерчян А., С. Ш. и вопросы лит-ры, 2 изд., М., 1959; Барсегян X., С. Шаумян, М., 1960; Дубинский-Мухадзе И., Шаумян, М., 1965. С. Калтахчян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.