ШАРРОН ПЬЕР

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАРРОН (Charron) Пьер
род. 1541, Париж - ум. 16 нояб. 1603, там же) франц. теолог и философ; друг Монтеня, скептицизм которого оказал на него сильное влияние. Считал, что ум в соединении с естественной нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая есть не что иное, как достигаемый благодаря усилиям воли результат "proud&homie", благоразумной осторожности, которая позволяет человеку жить по законам природы и разума и приводит его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой (атараксия). Осн. работа: "De la sagesse", 3 vol., 1601.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Шаррон Пьер
 (1541—1603) — фр. философ. Вначале был адвокатом, потом сделался священником. Прославился своими скептическими взглядами, близкими к воззрениям Монтеня и изложенными гл. обр. в соч. «О мудрости» (1601). Ш. считал, что мы не можем гарантировать истинность к.-л. из форм религии, т. к. последняя не присуща человеку от природы, а формируется под воздействием воспитания и окружающих условий. Первичным в человеке является только нравственность., Поэтому религия зависит от нравственности. Следовательно, надо жить по изначальным нравственным законам, а исповедовать ту религию, к-рая поддерживается властью. Свои скептические антирелигиозные мысли Ш. прикрывал формальным признанием ортодоксальной религии. Трактат «О мудрости» явился причиной обвинения Ш. богословами в неверии.

Источник: Философский словарь. 1963

ШАРРОН Пьер
французский теолог и философ; р. 1541 (Париж) — ум. 16.11. 1603 (там же); друг Монтеня, скептицизм которого оказал на него сильное влияние; считал, что ум в соединении с естественной нравственностью может привести к пониманию житейской мудрости, которая есть не что иное, как достигаемый благодаря усилиям воли результат «proud'homie», благоразумной осторожности, смирения, которые позволяют человеку жить по законам природы и разума и приводят его к такому состоянию, когда он может возвыситься над своей судьбой (атараксия). Основная работа: De la sagesse, 3 vol., 1601; нем. изд. 1779; Собр. соч.: Toutes les Oeuvres, 2 vol., 1635, 1970.
R. H. Popkin. The History of Scepticism from Erasmus to Descartes. Assen, 1960; J. D. Charron. The «Wisdom» of P. C., Chapel Hill N. C., 1961; M. C. Horowitz., P C/s View of the Source of Wisdom, in: J. Hist. Philos., 9 (1971); E. F. Rice. The Renaissance Idea of Wisdom. Westport Conn., 1973; A. Soman. Methodology in the History of Ideas. The Case of P. C., in: J. Hist. Philos., 12 (1974); G. Abel. Stoizismus u. Frühe Neuzeit, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШАРРОН Пьер
1541, Париж— 16 ноября 1603, Париж) — французский философ-скептик, ученик Монтеня. Окончил Парижский университет. В 1571 получил степень доктора права. Несколько лет работал адвокатом, затем обратился к углубленному изучению теологии и стал каноником. Основное сочинение — трактат «О мудрости» (De la sagesse, 1601). Самопознание, по Шаррону, лежит в основе человеческой мудрости. В душе изначально заложены семена всех знаний. Поэтому подлинный мудрец больше узнает из анализа своей души, чем из всех книг. Через самопознание человек поднимается к познанию Бога лучше и вернее, чем через знание о всем остальном мире. Важное условие мудрости — полная свобода разума, благодаря которой человек должен освободиться от власти предрассудков и рабского следования древним авторитетам. Шаррон говорил об ограниченности человеческого разума: наш разум не может достичь обладания истиной окончательной и полной, его удел — вечные поиски ее. Мудрец, по Шаррону, должен следовать четырем главным добродетелям: благоразумию, справедливости, мужеству, умеренности. Мнение Шаррона о том, что мораль выводится не из религии, а основана на разуме и человеческой природе, вызвало со стороны клерикалов обвинение в атеизме. Сам он, однако, был убежден в том, что его философия полностью согласуется с католицизмом: он считал, что ложны все существующие религии, кроме христианства. Идеи Шаррона оказали влияние на Гассенди, Паскаля, Бейля. Соч.: Toutes les oeuvres. P., 1635; De la sagesse. P., 1986. Лит.: Беилъ П. Исторический и критический словарь, т. 2. M., 1968, с. 77—104; Богуславский В. M. Скептицизм в философии. М., 1990, с. 129—158; Sahne J. В. De lhumanisme au rationalisme. Pierre Charron. P., 1913; Charron J. D. The «Wisdom» of Pierre Charron. Chapel Hill, 1961; Batiista A. M. Alle origini del pensiero politico libertino, Montaigne e Charron. Mil., 1966; Kogel R. Pierre Charron. Gen., 1972; Adam M. Etudes sur Pierre Charron. Bordeaux, 1991.
A. A. Кротов

Источник: Новая философская энциклопедия

ШАРРОН Пьер
(1541, Париж – 1603, там же) – сторонник скептицизма, ученик М. Монтеня. Окончив Парижский университет, несколько лет работал адвокатом; затем обратился к углубленному изучению теологии и стал каноником. Главное сочинение – трактат «О мудрости» («De la sagesse», 1601). В основе человеческой мудрости, по Ш., лежит самопознание. В душе изначально заложены семена всех знаний; поэтому подлинный мудрец больше узнаёт из анализа своей души, чем из книг. Через самопознание человек поднимается к познанию Бога лучше и вернее, чем через знание обо всем остальном мире. Человек – сложное существо, состоящее из противоположных начал: души и тела, причем душа содержит высшую, интеллектуальную часть и низшую – чувственную. Самопознание предполагает тщательное, длительное изучение не только собственных поступков, но и самых тайных мыслей. Человеческий разум ограничен, не может достичь окончательной и полной истины, его удел – вечные ее поиски. Человеческие ошибки и невежество зачастую проистекают из слабости и недостоверности чувств, которые вводят в заблуждение разум. Разум подвержен также влиянию страстей и расхожих ложных мнений. Важное условие мудрости – полная свобода разума, благодаря которой человек должен освободиться от власти предрассудков и рабского следования древним авторитетам. Мудрецу, по Ш., должны быть присущи четыре главные добродетели: благоразумие, справедливость, мужество, умеренность. Мнение Ш. о том, что мораль не выводится из религии, а основана на разуме и человеческой природе, вызвало со стороны клерикалов обвинение в атеизме. Сам Ш., однако, был убежден в том, что его философия полностью согласуется с католицизмом. С точки зрения Ш., ложны все существующие религии, кроме христианства. Идеи Ш. оказали влияние на П. Гассенди, Б. Паскаля, П. Бейля.
Соч.: Toutes les oeuvres. P., 1635; De la sagesse. P., 1986. Лит.: Бейль, П. Исторический и критический словарь. М., 1968. Т. 2. С. 77–104; Kogel, R. Pierre Charron. Genève, 1972; Adam, M. Etudes sur Pierre Charron. Bordeaux, 1991. A.A. Кротов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ШАРРОН Пьер
1541, Париж - 16.11.1603, там же), франц. философ-скептик. В трактате «О мудрости» («De la sagesse», livre l-3, 1601), выступая против догматизма и схоластики, Ш. требовал «свободы ума», сопоставления разных т. зр. и принятия к.-л. из них «только по указанию разума» («De la sagesse», P., 1820, p. LVIII). Надо также покончить с книжным характером учености, изучать не тексты, а вещи. По Ш., разум человека -гл. познават. сила. Касаясь роли ощущений, Ш. отвергал и тезис об их непогрешимости, и тезис об их ложности, считая, что хотя они сообщают лишь о внеш. форме вещей, но весьма полезны при первом знакомстве с вещами. Разум способен «через посредство чувств познавать все вещи, предстающие перед ним, и судить о них» (там же, р. 148). Однако в разуме от природы заложены «семена всех знаний», он может их развивать даже без содействия органов чувств. Сомнение не итог познания, а его исходный пункт: оно побуждает, не успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследование, чтобы «мы сумели знать больше и лучше». Указывая, что все существующие религии - это суеверия, Ш. оговаривает, что это не касается христианства. Ш. считал себя защитником христианства, но его понимание христианства далеко от ортодоксальности. Он полагал, что разум приводит к выводу о существовании всемогущей первопричины всех вещей и что нет нужды в регламентированных формах поклонения этой первопричине.Для постижения догм христианства - откровения, бессмертия души, таинств - «нужно, чтобы человек был сдвинут, выбит из нормального состояния болезнью..., или безумием, экзальтацией» (там же, р. 294) и не мог пользоваться своим умом. Источник нравственности - не религия, а природа и разум. Религия лишь дает свою санкцию этич. принципам, соблюдения к-рых требуют природа и разум. Трактат Ш., многое заимствовавшего у своего учителя Монтеня, оказал большое влияние на франц. мысль 17 в., особенно на Гассенди, Паскаля, Бейля. Нападая на Ш., ортодоксыклерикалы не без основания видели в нем одного из вдохновителей рационализма, материализма и деизма нового времени.

Источник: Советский философский словарь

ШАРРОН ПЬЕР

(1541 – 16 нояб. 1603) – франц. философ и теолог. Соч. Ш. "О мудрости" ("De la sagesse", Bourdeaux, 1601) вызвало яростные нападки клерикалов и приветствовалось вольнодумцами как тонкая защита атеизма. Возражая им, Ш. утверждал, что он стремился к упрочению религ. веры. Согласно Ш., человек наделен бессмертным духом, знания его имеют внечувств. природу, изначально присущи его душе, через самопознание человек восходит к богу. Апологетич. замыслу Ш. противоречило содержание его произведения, воспроизводившее идеи его друга Монтеня (о душе как телесном носителе сознания, о мозге – седалище разума, скептич. изложение аргументов в пользу бессмертия души, обнаружение противоречий между разумом и верой и др.). К резкому конфликту с ортодоксальным христианством привел Ш. тезис об изначальном присутствии в человеч. душе нравств. идей, проистекающих из требований человеч. природы и разума. Ш. заключал отсюда, что религия не создает морали, а лишь совершенствует существующую. Эта частичная секуляризация морали у Ш. привлекла к нему внимание прогрессивных мыслителей 17–18 вв. В 19–20 вв. отношение церкви к Ш. изменилось. Совр. клерикалов привлекает в Ш. то, что, несмотря на восприятие им идей скептицизма и рационализма, он сохранил искреннюю веру в бога. Для неотомизма мировоззрение Ш. – один из образцов искомой ими гармонии веры и разума. Соч.: Toutes les oeuvres, ?., 1635. Лит.: Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, ?., 1964, с. 201–04; Liebscher H., Charron und sein Werk: "De la sagesse", Lpz., 1890; Воnnefo ?., Montaigne et ses amis, v. 1–2, [?.], 1898; ?eipel ?., Zur Frage des Skeptizismus bei ?. Charron, Bonn, 1912; Sabrie J. B., De l´humanisme au rationalisme. ?. Charron (1541–1603), [?.], 1913; Busson ?., La pens?e religieuse fran?aise de Charron ? Pascal, [P.], 1935; его же, De Petrarque ? Descartes, t. 1 – Le rationalisme dans la litt?rature fran?aise de la Renaissance (1533–1601), P., 1957, р. 479–81, 575–79; Villey ?., Montaigne devant la post?rit?, ?., [1936], p. 148–75; Charron J. D., The "Wisdom" of P. Charron, Chapel Hill, [1961]. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.