ШарльЛуи Монтескье

Найдено 1 определение
ШарльЛуи Монтескье
(1689–1755)
«Свобода – это право делать все, что разрешено законом»
Жизнь. ШарльЛуи де Секонда де Ла Бред Монтескье является одним из первых мыслителей эпохи Просвещения. С ранней юности он интенсивно изучает юридические науки в Париже и Бордо, что дает ему возможность уже в 25 лет стать советником, а в 27 лет – президентом парламента города Бордо. Однако, как бы ни была престижна государственная служба, ШарльЛуи чувствует настоятельную потребность в пополнении своего багажа знаний. С этой целью в 1728 г. он отправляется в длительное путешествие по Европе, посетив Италию, Германию, Швейцарию, Голландию и Англию. Во время путешествия Монтескье изучал юриспруденцию, социальнополитические и экономические системы этих стран. Особенно заинтересовала его Англия, в которой он пробыл больше года, наблюдая за ее политической жизнью и исследуя английскую модель общественного устройства.
Вернувшись в 1731 г. на родину, Монтескье обосновался в родовом поместье – замке де Ла Бред и уже практически не покидал его до самой смерти. За эти годы он написал значительное количество философских трудов, посвященных самым разным проблемам – научным, литературным, историческим, социальнополитическим, религиозным.
Основные работы. «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов», «Размышления о всемирной монархии», «Разъяснения».
Учение. Как и все последующие просветители, Монтескье был убежден в исключительном значении естественных наук для достижения человечеством счастья и благоденствия. В свете научного знания, как он полагал, люди могут создать наиболее приемлемые для себя формы общественного устройства, разработать максимально справедливые законы и открыть эффективные способы экономического развития. Именно этим проблемам и было посвящено все его философское творчество.
Монтескье о влиянии среды на характер народов. Наиболее интересными представляются идеи Монтескье о том, как окружающая среда влияет на нравственноэтический облик различных народов, который, в свою очередь, определяет их общественнополитическое устройство. Например, он считал, что, несмотря на одинаковую природу всех людей, в холодном климате народы более активны, здоровы и сообразительны, нежели жители жарких стран. Происходит это оттого, что суровый климат вынуждает человека быть предприимчивым, инициативным, сильным. Теплые же, комфортные условия жарких стран располагают к изнеженности, лени, безразличию.
Монтескье о национальной специфике законов. Однако не только климат формирует народный характер, но и почва, ландшафт, размеры страны. Все это вместе взятое и оказывает решающее влияние на обычаи, убеждения, нравы, традиции и формы жизнедеятельности народов, создавая предпосылки для определенного общественного устройства. Иными словами, каков характер народа, таковы и его законы, которые при этом должны «принимать во внимание физическую географию страны, климат – холодный, умеренный или жаркий; размеры территории, расположение страны, качества ее земли; образ жизни народов – земледельческий, охотничий или скотоводческий; они должны соотноситься с той степенью свободы, которые может предоставить конституция; с религией жителей страны, с их склонностями, с их числом, богатством, торговлей, их нравами и обычаями».
Монтескье о трех формах правления. «Существуют три формы правления: республиканская, монархическая и деспотическая. Республиканской формой правления является та, при которой весь народ или его определенная часть обладает властью правителя. При монархической форме управляет только один человек, но на основе определенных и неизменных законов, в то время как при деспотической форме правит, конечно же, один человек, но без всяких законов и правил, решая любой вопрос по своей воле и прихоти».
Монтескье о принципах власти. Каждой из этих форм соответствует определенный этический принцип. Так, добродетель является принципом демократии, без которой никакая республиканская форма власти невозможна. В монархическом государстве важнейшим принципом является честь правителя: «В самом деле, очевидно, что монархия, где лицо, заставляющее исполнять законы, само находится над законами, не так нуждается в добродетели, как народное правительство…» А при деспотии в стране всегда властвует страх.
Монтескье о разложении государственности. Всякое государство начинает разлагаться, говорит Монтескье, как только перестает действовать принцип его устройства. Так, в демократическом государстве кризис начинается при нарушении принципа равенства, а также когда «распространяется дух крайнего равенства и каждый претендует на то, чтобы быть равным тем, кого избрал командовать собой». Монархия подвергается разложению, «когда высшие должностные лица становятся символом максимального угнетения, когда гранды лишаются уважения народа и становятся грубыми орудиями произвола». Что же касается деспотии, то она, по словам Монтескье, всегда подвержена разложению, ибо деспотический принцип правления «порочен по своей природе».
Монтескье о свободе. Идея свободы была одной из главных в учении Монтескье. Свобода, как жизненный принцип личности, должна обеспечиваться государством. Поэтому идея свободы носит у Монтескье и политический характер. «Политическая свобода заключается не в том, чтобы делать что хочется. В государстве, т. е. в обществе, имеющем законы, свобода может заключаться только в возможности делать то, что необходимо хотеть, а также в возможности не быть вынужденным делать то, чего нельзя хотеть». Отсюда – знаменитое положение Монтескье: «Свобода – это право делать все, что разрешено законами». В конечном счете выясняется, что «политическая свобода гражданина – это спокойствие духа, проистекающее из убеждения в том, что каждому обеспечена собственная безопасность. Для того чтобы можно было наслаждаться такой свободой, необходимо, чтобы правительство было в состоянии избавить каждого гражданина от страха перед остальными».
Монтескье о разделении властей. Монтескье был также одним из первых мыслителей, кто создал теоретическую базу о принципиальном разделении всех трех видов властей в государстве – законодательной, исполнительной и судебной. Не может быть никакой истинной свободы в обществе, где в одних руках сосредоточены первые два вида власти, ибо тогда «налицо законное подозрение, что сам монарх или же сенат могут принять тиранические законы, чтобы затем тираническим образом заставить их исполнять». Что же касается единоличного захвата сразу трех видов власти, то это неизбежно свидетельствует о наличии тирании наподобие Османской империи, где, по словам Монтескье, царил «ужасающий деспотизм». В заключение необходимо отметить, что Монтескье, как опытный юрист, на достаточно высоком теоретическом уровне разработал систему правового контроля за всеми ветвями власти и способы достижения их разумного баланса.

Источник: Философия. Краткая история.