ШАРИАТ
Шариат
ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений.
ШАРИАТ
«Прямой путь повеления», свод установлений и предписаний, обязательных для мусульманина. В отличие от фикха (человеческого права) шариат является Божественным правом, поскольку основан на Слове Аллаха — Коране. Впрочем, в повседневной жизни эти два понятия часто смешиваются и под шариатом понимают как сам шариат, так и фикх.
Источник: Ислам классический. Энциклопедия.
Шариат
(араб. — законоположение) — свод законов, составленных на основе Корана и сунны в период феодализма в странах распространения ислама. Содержит нормы гос., наследственного, уголовного, брачно-семейного права, предписания о хаджже и газавате, регламентирует молитву, пост и т. п. Частную собственность Ш. объявляет божественным установлением и защищает интересы господствующих классов феодального об-ва и духовенства. Сфера его действия сужается по мере общественного прогресса гос-в. В нашей стране Ш. правовой силы не имеет.
ШАРИАТ
араб. шарма, букв. - надлежащий путь) - свод норм мусульм. права, морали, релит. предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Ш. основывается на Коране и Сунне. Его разработка была завершена в 11-12 вв. в период развитого феодализма на Ближн. и Ср. Востоке. Ш. признает частную собственность незыблемым установлением Аллаха. Распространение ка-питалистич. отношений в странах зарубежного Востока привело к уменьшению действия юридич. норм Ш. и замене их нормами бурж. права. В 70-х гг. 20 в. мусульм. теологи и правоведы усилили призывы восстановить действие правовых норм Ш. в странах, где ислам является гос. религией, выдавая это за путь обеспечения соц. справедливости и народного благосостояния. В СССР предписания Ш. действуют в обрядности и частично в быту мусульман.
Источник: Атеистический словарь
Шариат
(от араб, аш-шариа прямой, правильный путь, предписания, установленные в кач-ве обязательных) комплекс обязательных предписаний, закрепленных в Коране и сунне и являющихся религиозно-этической основой для мусульманского права и нравственности. Иначе Ш. можно определить как общее учение об исламском образе жизни. Осн. проблемы Ш. разрабатываются мусульманской юриспруденцией (фикхом), обращающей особое внимание на степень дозволенности тех или иных действий. Ш. регулирует: а) внешние формы отношения людей к Аллаху (ибадат), включающие правила омовения, ежедневной пятикратной молитвы, уплаты очистительного налога-пожертвования на имущество (закят), поста в месяц рамадан, паломничества в Мекку и усердия в вере (джихад); б) устанавливает правила взаимоотношений между людьми (муамалят); в) определяет наказание за нарушение упомянутых правил (укубат).
Источник: Религии народов современной России
ШАРИАТ
комплекс норм и правил поведения мусульман, опирающийся на авторитет Корана, где указан «прямой путь», ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как исламский образ жизни и мышления. В исламской мысли происхождение и сущность шариата толкуются с разных позиций, прежде всего в соотношении с ал-фикхом (правом). Большинство теологов считают его более широкой и глубокой основой для исламской жизни, а ал-фикх – более изменчивой ее частью. В ряде исламских стран шариат узаконен в качестве основы конкретных норм,как свод правил поведения и жизни, предписываемый последователям Ислама. Пять из них, называемые "столпы", являются главными:
1. очищение сознания с помощью постоянного памятования о Боге и повторения »ахады;
2. очищение сердца с помощью обязательных молитв (по арабски – Салят, по – персидски – Намаз), которые необходимо совершать пять раз в день;
3. очищение тела с помощью поста (саум), который обязателен для всех;
4. очищение имущества перед Аллахом с помощью уплаты налога на имущество и доходы (Закят) и подачи милостыни (Садака);
5. очищение всей жизни с помощью паломничества к святым местам Ислама (Хадж).
1. очищение сознания с помощью постоянного памятования о Боге и повторения »ахады;
2. очищение сердца с помощью обязательных молитв (по арабски – Салят, по – персидски – Намаз), которые необходимо совершать пять раз в день;
3. очищение тела с помощью поста (саум), который обязателен для всех;
4. очищение имущества перед Аллахом с помощью уплаты налога на имущество и доходы (Закят) и подачи милостыни (Садака);
5. очищение всей жизни с помощью паломничества к святым местам Ислама (Хадж).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ШАРИАТ
(арабск. - предписание, законоположение) - свод феод.-мусульм. права, разработанного на основе Корана и сунны (ср. Адаты) и выражающего интересы собственников в странах распространения ислама. Разработка Ш. была закончена в XI—XII вв. - в период развитого феодализма на Бл. и Ср. Востоке. Он содержит нормы гос. права (в соответствии с учением о мусульм. теократии - халифате), обязательственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права, а также предписания о судопроизводстве и опеке. Частная собственность па недвижимое и движимое имущество, в том числе на людей (рабовладение), в Ш. представлена как незыблемое и неотменяемое божеств, установление. Ш. содержит также весьма подробные предписания о молитве и омовении, посте, закате и др. религ. поборах, о хаджже и джихаде. Осн. цель этих предписаний - обезволить, лишить инициативы верующие массы, подчинив их постоянному влиянию духовенства и судей (кади), охранявших интересы господств. класса феод. общества. В процессе становления капиталистич. отношений в странах распространения ислама значение и сфера действия Ш. уменьшаются, уступая место нормам бурж. права. В этих странах Ш. сохраняется как отражение феод. пережитков. После Окт. революции в республиках и областях Сов. Востока Ш. использовался как орудие и знамя контрреволюции местным байством и басмачеством, идеологами к-рых выступала наиболее реакц. часть мусульм. духовенства. В процессе отхода осн. массы населения СССР от религии действие норм Ш. и деятельность шариатских судов прекратились. Нормы Ш., противоречащие сов. законам, были отменены в законодат. порядке.
ШАРИАТ
араб. букв. - "надлежащий путь"; закон) - свод мусульманских правовых и богословских нормативов, провозглашенный исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений.
Этот комплекс предписаний закреплен прежде всего Кораном и сунной. В Коране понятие Ш. обозначает указанный Аллахом людям через пророка Мухаммада прямой путь, следуя которым правоверный может попасть в рай. Нередко Ш. именуют "религиозным законом", а в массовом сознании Ш. обычно ассоциируется с исламским образом жизни. Законы Ш. - сумма религиозных, нравственных, юридических, бытовых правил поведения и обычаев. Нормы государственного права в Ш. соответствуют учению о мусульманской теократии (халифате). Частная собственность на недвижимое и движимое имущество объявляется священной. Ш. регулирует также внутренние побуждения и помыслы людей, их религиозные убеждения: труд и иная светская деятельность объявлены служением Аллаху, подробно предписаны молитва и омовение, пост, закат, хаджж и джихад. Предусмотренные в Ш. нормы почитаются за вечные и отвечающие сполна интересам и потребностям мусульман. Чтобы применить неизменные принципы и установления Ш. к каждому конкретному случаю в жизненной практике, правоведы прибегают к их гибкому толкованию.
Вместе с тем среди теоретиков и идеологов ислама есть расхождения по вопросу о соотношении Ш. и юриспруденции (ал-фикха). Одни авторитеты по существу отождествляют Ш. и ал-фикх, другие, напротив, противопоставляют их и трактуют ал-фикх как формулирование решений в случае отсутствия в Коране и сунне готовых ответов на конкретные вопросы; существуют также трактовки синтетического характера, примиряющие указанные альтернативы.
Разработка Ш. была в целом закончена в XI - XII вв. - в период развитого феодализма на Ближнем и Среднем Востоке. В ряде современных исламских государств сфера действия Ш. сужена за счет введения светских норм права.
Д. В. Пивоваров
Этот комплекс предписаний закреплен прежде всего Кораном и сунной. В Коране понятие Ш. обозначает указанный Аллахом людям через пророка Мухаммада прямой путь, следуя которым правоверный может попасть в рай. Нередко Ш. именуют "религиозным законом", а в массовом сознании Ш. обычно ассоциируется с исламским образом жизни. Законы Ш. - сумма религиозных, нравственных, юридических, бытовых правил поведения и обычаев. Нормы государственного права в Ш. соответствуют учению о мусульманской теократии (халифате). Частная собственность на недвижимое и движимое имущество объявляется священной. Ш. регулирует также внутренние побуждения и помыслы людей, их религиозные убеждения: труд и иная светская деятельность объявлены служением Аллаху, подробно предписаны молитва и омовение, пост, закат, хаджж и джихад. Предусмотренные в Ш. нормы почитаются за вечные и отвечающие сполна интересам и потребностям мусульман. Чтобы применить неизменные принципы и установления Ш. к каждому конкретному случаю в жизненной практике, правоведы прибегают к их гибкому толкованию.
Вместе с тем среди теоретиков и идеологов ислама есть расхождения по вопросу о соотношении Ш. и юриспруденции (ал-фикха). Одни авторитеты по существу отождествляют Ш. и ал-фикх, другие, напротив, противопоставляют их и трактуют ал-фикх как формулирование решений в случае отсутствия в Коране и сунне готовых ответов на конкретные вопросы; существуют также трактовки синтетического характера, примиряющие указанные альтернативы.
Разработка Ш. была в целом закончена в XI - XII вв. - в период развитого феодализма на Ближнем и Среднем Востоке. В ряде современных исламских государств сфера действия Ш. сужена за счет введения светских норм права.
Д. В. Пивоваров
Источник: Современный философский словарь