ШАРАНА САРАНА
ШАРАНА САРАНА
пали. Прибежище. Приют. Защита. Опора. Будда называл прибежищем от страданий и новых рождений вступление в общину (сангха). Затем прибежищами стали считать Будду, учение (Дхарма) и общину (тришарана, трисарана). При посвящении вступающий в сангху произносит формулу, согласно которой он ищет прибежища у Будды, Дхармы и Сангхи. В буддизме махаяны появилось учение о четырех прибежищах (чатух пратисарана, пратишарана), четырех опорах. Опора на смысл, а не на букву учения. Опора на интуитивное постижение учения, а не на дискурсивное мышление. Опора на сутры типа нитартха, в которых смысл учения не искажен или упрощен, как в сутрах анитартха, дейартха. Опора на истинное учение Будды, а не на его трактовки. Адепт должен углублять свое собственное понимание сложных текстов, не полагаясь на авторитеты. Этот принцип позволяет сохранить философский аспект буддизма.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003