ШАПОВАЛОВ Виктор Федорович

Найдено 1 определение
ШАПОВАЛОВ Виктор Федорович
(р. 3.7.1948) — спец. в обл. методол. социально-гуманит. познания; д. филос. н., проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1976), асп. (1979). Работает на кафедре филос. гуманит. ф-тов МГУ (с 2005 года кафедра входит в состав филос. ф-та МГУ), в наст. вр. — проф. Канд. дисс. — «Историческая реконструкция и ее познавательная роль» (1980). Докт. дисс. — «Социальная истина и творческая сущность человека» (1993). Обл. науч. иссл.: методол. соц. познания и творч.; анализ культурно-ист. процесса в России; комплексное изучение рос. цивилизации. Ш. развивает моноплюралистическую концепцию соц. истины, в рамках к-рой стремится определить границы применимости принципа практики и деятельностного подхода к филос. анализу познания; разрабатывает понятие творч. жизни человека с учетом отрицательных уроков соц. «титанизма». В работах Ш. подвергается критике установка на радикальную переделку бытия, на «безостаточную» рационализацию человека и об-ва; наука рассматривается как выполняющая функцию рационализации смыслов культуры, а соц. истина — как общезначимый смысл или общий интегративный (сверхсуммативный) итог индивидуально-личностных смыслов. Ш. подчеркивает необходимость теор. и организационного оформления россиеведения («комплексного изучения рос. цивилизации») в качестве самостоятельной науч. и учебной дисциплины. Характеризует свои взгляды как экзист. персонализм и либеральный (умеренный) консерватизм, рассматривает их в тесной зависимости от ист. традиций рус. культуры и религ. филос. Смысл филос. знания усматривает в возвышении достоинства личности, в сохранении и оберегании непреходящих ценностей истины, добра и красоты. Особое значение придает герменевтической проблематике как средству установления взаимопонимания между людьми разл. убеждений, наций и классов. Подготовлена к изд. монография «Российская современная цивилизация».
Соч.: Категории культурно-исторического процесса в России // Свободная мысль. 1993. № 6; Консерватизм и неко торые черты современной политической ситуации // Социс. 1993. № 4; О перспективах консервативной политики в России // Актуальная политика. 1993. № 2-6; «Восстание масс» по-российски // Свободная мысль. 1993. № 12; Социальная истина и плюрализм мнений // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1993. № 6; О специфике гуманитарного знания // ОНС. 1994. № 1; Человеческая внерациональность и свобода личности // Свободная мысль. 1994. № 1; Россиеведение как комплексная научная дисциплина // Общественные науки и современность. 1994. № 2; Между хаосом и тиранией (Контуры органического подхода к российскому обществу) // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 1994. № 6; Философско-исторические взгляды Вл. Соловьева // Философия и общество. 1997. № 4; Основы философии: От классики к современности: Учебное пособие для вузов. М., 1998, (2-е изд. - М., 1999; 3-е изд. — М., 2000); Основы философии современности. М., 1998; статьи: Анархизм, Античная философия, Всеединство, Неотомизм, Русская идея, Соборность, София, Башляр Г., Тойнби А.-Д., Флоренский П. А. и др. // Краткий философский словарь. М., 1998; (2-е изд. — 2004); А. С. Пушкин — наш современник // Сущий: К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. М., 1999; Россиеведение. Учебное пособие для вузов. М., 2002; Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие. М., 2003; Философия науки и техники. Учебное пособие для вузов. М., 2004; Понятие современной российской цивилизации // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006. № 2.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009