ШАО ЮН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ШАО ЮН
Шао Яофу, Шао Канцзе (1011, Хэнчжан, пров. Хэбэй - 1077), кит. философ, представитель неоконфуцианства. Был другом Чжан Цзая и братьев Чэн. Автор филос. трактатов «Хуанцзи цзинши» («Высшие принципы, управляющие миром») и «Юй цяо вэньдуй» («Вопросы и ответы рыбака и дровосека»). В учении Ш. Ю. можно выделить три гл. идеи: существуют высшие принципы, управляющие Вселенной; они имеют числовое выражение; постичь их можно объективным путем, т. е. рассматривая все вещи с их т. зр. Как и др. неоконфуцианцы, считал, что возникновение вещей является результатом действия тайцзи, инь и ян, однако добавлял при этом концепцию «числа»: «изменение» (см. Чжоу Дунъи) управляется духовным началом, к-рое создает числа; числа образуют формы, а из форм возникают вещи. «Изменение» происходит в согласии с законом и является естественным. Человек - самый разумный среди созданий естеств. процесса, но, как и тьма вещей, управляется числами.

Источник: Советский философский словарь

ШАО ЮН
Шао Яофу, Шао Канцзе, Байюань сяньшэн — «учитель из Байюаня») [1011, Фанянь или Гуйчэн (современный уезд Хуэйсянь провинции Хэнань) — 1077] — китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства — «пяти учителей эпохи Сун» (наряду с Чжан Цзаем, ЧжоуДуньи, Чэн И и Чэн Хао). Основные сочинения — «Хуан цзи цзин ши» («Упорядочение мира Высочайшим пределом»), «Юй цяо вэнь да» («Вопросы и ответы рыбака и дровосека»).
Создал целостное учение об идеальной («прежденебесной» — сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике (синь — «сердцу») и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал «числа» (шу) и «образы» (сян), воплощенные в графических схемах — триграммах и гексаграммах (см. Гуа) «Чжоу и», абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны — они «рождают символы». Свое учение Шао Юн называл «учением об образах и числах» (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики («науки об «И цзине», или «науки о переменах», см. «Чжоуи») эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а также «учением о прежденебесном». С помощью чертежей толковал последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифическому основателю китайской цивилизации Фуси, как «прежденебесный план» — выражение идеального порядка мировых трансформаций («превращений» — хуа), существовавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением «Великого предела» (тай цт), который прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн-цзы «Вся тьма вещей имеет полноту во мне» и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия «упорядочения» Поднебесной, Шао Юн идентифицировал человеческое «сердце» с «Великим пределом» и дао, а само «учение о прежденебесном» — с «законом сердца». Из «сердца», так же как из тождественного ему «прежденебесного плана», исходят «тьма превращений и тьма дел», поэтоwj

Источник: Новая философская энциклопедия

ШАО ЮН
Шао Яофу, Шао Канцзе, прозв. Байюань сяньшэн ("учитель из Байюаня"). 1011, Фанянь или Гунчэн (совр. уезд Хуэйсянь пров. Хэнань), - 1077. Философ, основоположник нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) направления в неоконфуцианстве. Традиционно причисляется к создателям неоконфуцианства - "пяти учителям эпохи Сун" - наряду с Чжоу Дуньи, Чжан Цзаем, Чэн И и Чэн Хао, с последними тремя был дружен. Вел уединенный образ жизни, занимаясь исключительно науч. трудом. Осн. соч. - "Хуан цзи цзин ши" ("Свыше предопределенное управление миром"), "Юй цяо вэнь да" ("Вопросы и ответы рыбака и дровосека"), "Ичуань цзи жан цзи" ("Сб. [произв.] о вспахивании земли в Ичуане"). Основываясь на комментирующей части "Чжоу и", Ш.Ю. связал даос, космогонич. построения с учением Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) о познании, создав целостное учение об идеальной ("прежденебесной" - сянь тянь) структуре Вселенной, единосущной человеч. сознанию и психике ("сердцу" - синь [1]) и выраженной в системе нумерологич. соответствий, где "числа" (шу (1)) и "образы" (сян [1]), воплощенные в триграммах и гексаграммах (см. Гуа) "Чжоу и", суть абсолютно адекватные выражения всех вещей и явлений. Свое учение Ш.Ю. называл нумерологией (сян шу чжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики ("науки о "[Чжоу] и" - и сюэ) эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), или "учением о прежденебесном" (сянь тянь сюэ). В созданных им графич. схемах последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифич. основателю кит. цивилизации Фуси, Ш.Ю. трактовал как выражение идеального порядка общемировых трансформаций ("превращений" - хуа), т.е. принципов, существовавших до возникновения Неба и Земли, - "прежденебесный план" (сянь тянь ту). У Ш.Ю. он выступал воплощением "Великого предела" (тай цзи), к-рый прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн Кэ: "Вся тьма вещей имеет полноту во мне" и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия "упорядочения" Поднебесной, Ш.Ю. идентифицировал человеч. "сердце" с "Великим пределом" и дао, а само "учение о прежденебесном" - с "законом сердца". Из "сердца" как из тождественного ему "прежденебесного плана" исходят "тьма превращений и тьма дел", поэтому следование "закону сердца" должно обеспечить идеальный миропорядок. Космологич. схему "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.): "Одно рождает двоицу образов, двоица образов рождает четыре символа, четыре символа рождают восемь триграмм", Ш.Ю. связал с картиной развертывания "Великого предела" в процесс мировых трансформаций: "Великий предел - это одно, он недвижим (бу дун, см. Дун - цзин), рождает двоицу, двоица есть дух (шэнь (!]). Дух рождает числа, числа рождают символы, символы рождают орудия (ци [2])", т.е. вещи феноменального мира. Их "правильное" взаимодействие м.б. обеспечено сохранением "сердца" - "Великого предела" "в неподвижности", аналогичной "покою (цзин [2], см. Дун - цзин) в построениях Чжоу Дуньи, что показывает близость его учения взглядам Ш.Ю. Неподвижность "Великого предела" противостоит Небу, Земле и всему сущему, к-рые "имеют концы и начала", т.е. неминуемо приходят к упадку и разрушению. Этому закону неизбежно подчиняется человеч. об-во. Его регресс и кончина подчиняются универсальным циклич. закономерностям: два периода расцвета - эпохи правления "императоров" (хуан), затем "государей" (ди [1]) сменяются периодами упадка- правления "царей" (ван [1]), затем разрушения - правления "деспотов" (ба). Под влиянием буд. историософии разработал концепцию космич. циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129600 годам, состоит из 12 эпох, те - из 30 "оборотов" каждая, "оборот" включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь [1]. В первую эпоху цикла рождается Небо, во вторую - Земля, в третью - человек, шестая - вершина обществ, гармонии, пик к-рой пришелся на 3-е тыс. до н.э., после чего нарастание силы инь [1] ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Нумерологич. построения Ш.Ю. тяготеют к применению четверичной матрицы (четыре времени года - по два на период развития до максимума каждой из дуальных космич. сил; четыре небесных тела - солнце, луна, звезды, знаки зодиака; четыре земных субстанции - вода, огонь, земля, камень; четыре вида правителей и т.п.), удобной для операций с 64 гексаграммами. Взгляды Ш.Ю. оказали большое влияние на развитие нумерологич. методологии науки и философии в позднесредневек. Китае, в т.ч. отразились в теории классич. кит. медицины. *Ичуань цзи жан цзи. Цз. 1-20 // СБЦК. Папка 151. Т. 1702 - 5. Шанхай, 1929; Хуан цзи цзин ши шу. Шанхай, 1936; Виногродский Б.Б. (пер.) Числа перемен цветов сливы (Мэй хуа и шу). Киев, 1993; Uu Da (tr.). I Ching Numerology: Based on Shao Yungs Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979; **Шестакова Т.Г. К вопросу о филос. основе история, концепции конфуцианства. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978; Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1979. С. 42 - 44; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1952 - 3; Harlez Ch. de. Lecole philosophique moderne de la Chine ou systeme de la nature (Sing-Li). Brux., 1980. P. 77 - 110; Cairns G.E. Philosophies of History: Meeting of East and West in Cycles Pattern Theories of History. N.Y., 1962. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Сян шу чжи сюэ. А.Г. Юркевич

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
576.84 кб

«Словарь Мацяо» Хань Шаогуна: дискуссия о литературном языке

Цыдыпова Ольга Яковлевна
В статье на примере произведения современного китайского писателя Хань Шаогуна «Словарь Мацяо» рассматривается роль литературного языка, его понимание автором, место и значение в культуре Китая.
Читать PDF
195.83 кб

Истоки и история формирования шаолиньских стилей кулачного боя

Козлов Александр Михайлович
Анализируются искусства Китая, выкристаллизовавшиеся высокоэффективной и всеобъемлющей гигантской системой, где в виде отдельных подсистем (направлений, стилей, школ) собраны практически все технические элементы и тактические пост
Читать PDF
316.03 кб

Особенности поэтических и музыкальных средств выразительности в песенном творчестве Тимура Шаова

Покладова Елена Викторовна
Рассматривая песенное творчество российского барда Тимура Шаова, автор освещает особенности претворения им традиций современной авторской песни.
Читать PDF
184.86 кб

Тайные общества, братства, школы боевых искусств и монастырская община Шаолиня во главе антиманьчжур

Козлов Александр Михайлович
В статье исследуется деятельность тайных обществ Китая, направленную на подготовку всеобщего восстания против маньчжуро-цынского владычества.

Похожие термины:

  • ШАОХАО

    В архаической традиции внук или правнук Хуанди, мудрый правитель. Также Шаохао считался духом — повелителем запада; в этом качестве его отождествляли с Байди.
  • ШАОЛИНЬ

    китайский буддийский монастырь, построенный в 477 г. (или в 495), в котором пребывал основоположник чань-буддизма Бодхидхарма и в котором позднее возник центр боевых искусств (у-шу).
  • ПЭН ШАОШЭН

    Пэн Юнь-чу, прозв. Чиму Цзюши, Чжи Гуйцзи. 1740, Чанчжоу (совр. уезд Усянь пров. Цзянсу), - 1796. Философ, пытавшийся добиться гармоничного соединения идей неоконфуцианства и буддизма. Имел высшую ученую с
  • ШАОЛИНЬ, ШАОЛИНЬСЫ

    (монастырь Шаолинь, дословно: «Малый лес») — один из наиболее известных монастырей школы Чань (Дзэн) в Китае (расположен в провинции Хэнань в северной части гор Шаошишань, близ города Дэнфэна). Шаол